О Вене и Петербурге

Я переехала в Вену 14 лет назад, но до сих пор считаю себя петербурженкой. Дом для меня и в Петербурге, и в Вене. Вена уже девять лет подряд признана лучшим городом мира по качеству жизни, здесь приятно жить. Само понятие городской жизни здесь очень отличается от Петербурга, за полчаса можно доехать в любой пункт назначения, выезжая за пределы города, ты попадаешь сразу на клубничные поля и виноградники. Мое любимое место в Вене, как ни странно, центр города, это пешеходная улица, на которой также располагается и здание Венской оперы. Гуляя по этой улице, можно любоваться архитектурой города.  Но все равно Петербург – самый красивый город на Земле, и он мой родной город. Поэтому я не могу абсолютно точно сказать, какой город в большей степени является моим домом.


 

 

Начало карьеры

В Венскую оперу меня пригласил Дьюла Харангозо (прим. ред. экс-директор балета Венской оперы) , сначала он увидел меня на выпускном спектакле в Академии им. А. Я. Вагановой, затем уже через год в спектакле Мариинского театра, куда я пошла работать. Мне было 19 лет, и он пригласил меня сразу на положение солистки, что случается крайне редко. Скрепя сердце, я согласилась, потому что понимала, что в Мариинке слишком много талантливых артистов, и не стоит ждать у моря погоды, когда есть возможность танцевать. Я оказалась права в своем выборе и в первый же год в Вене станцевала «Жизель» и «Коппелию», потом были «Ромео и Джульетта» и «Манон». Это спектакли, о которых я мечтала, и абсолютно не жалею о том, что сделала выбор в пользу Венской оперы.


 

 

Венская опера

Мы в России привыкли, что в театрах зачастую балет и опера равноправны. Здесь все немного по-другому. Вена – это музыкальная и оперная столица Европы. В Венской опере идет самое большое количество оперных спектаклей во всем мире. Директор Иоан Холендер, который был здесь в течение 20 лет, мягко говоря, балет недолюбливал. Поэтому опера была на первом месте. Но девять лет назад ситуация изменилась, когда пришли новый директор Доминик Мейер и директор балета Мануэль Легри, они в тандеме стали работать и, я считаю, очень удачно. О балете в Вене стали говорить, у нас проходят мировые премьеры, уровень компании очень сильно вырос.


 

 

О педагогах

Во всех европейских театрах у танцовщиков нет одного педагога, с которым он работает, как, например, в России. В этой системе есть и плюсы, и минусы. Конечно, работая с одним педагогом над всеми партиями, вы уже творите в тандеме, педагог знает тебя «от и до», знает, когда нужно поднажать, а когда дать перерыв, но минус в том, что глаз со временем замыливается. У нас в театре на каждый балет приезжают постановщики, ассистенты постановщиков, их педагоги, и они работают каждый над своим балетом. У нас есть уникальная возможность поработать с людьми, которые участвовали в постановочном  процессе или сами танцевали в премьерных спектаклях. Я думаю, такой подход только расширяет возможности артиста.


 

Об Академии им. А. Я. Вагановой

Все восемь лет обучения в Академии – для меня яркое воспоминание и впечатление. В выпускных классах моим педагогом была Людмила Валентиновна Ковалева, и кем я стала сейчас, я обязана ей. Учиться в этой школе большая удача и привилегия для каждого ученика, который попадает в ее стены.

В плане жизни Академия очень хорошо учит выживать и не сдаваться, в нас вложили понятие о том, что здоровая конкуренция – это всегда хорошо, потому что она заставляет быть лучшей версией самого себя.


 

О профессии

Профессия балерины – это не профессия, это призвание. Человек должен полностью отдаваться этому искусству, жить в этом искусстве, проживать каждый раз по-новому свои роли в разных спектаклях. В нашей профессии нельзя вдруг стать довольным собой, как только такое происходит, человек перестает расти, улучшаться и искать недостатки, а это смерть для артиста.

Работа в театре – это работа для избранных, и дело даже не в физических данных, а в работоспособности и в предрасположенности к замечаниям в твою сторону, нужно постоянно оставаться открытым и уметь слушать и слышать. В каждом замечании есть смысл, и работа балерины – это в первую очередь работа головой, а потом телом.


 

О моде

Я слежу за модой, как любая женщина, которая хочет хорошо выглядеть. Но делаю это не фанатично. Мода всегда должна играть на женщину и украшать ее. Она не должна быть кричащей. Я предпочитаю сдержанность в образах, считаю, что женщина всегда должна оставаться загадкой.

Выбирая платье на Венский бал, я придерживаюсь мнения, что простота и элегантность всегда выигрывают. В этом году специально для меня создавали платье на бал, и я сама принимала участие в его создании. Платье было в стиле Одри Хепберн, очень сдержанное, элегантное и невычурное.

Кстати, о влиянии моды на балет, и наоборот, это всегда интересно. Сейчас часто в новые постановки приглашаются фэшн дизайнеры, и я считаю, это должно продолжаться. Я думаю, дизайнерам всегда интересно создавать образы на артистов, ведь их творения будут показаны в пластике и в движении.


 

О ролях

Мне бы очень хотелось станцевать балет «Дама с камелиями» в постановке Джона Ноймайера. И вообще хотелось бы поработать побольше с Джоном, потому что работа с ним –  всегда откровение и совершенно другой уровень работы.

Конечно, хотелось бы поработать с новыми хореографами, причем совершенно над новыми постановками, где я могла бы дать частичку себя.

 

Фотограф Ира Яковлева

Дизайнер Стас Лопаткин

Стилист Людмила Шушпанова

MUAH Татьяна Иванова