Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.

Светские туфли рубежа XVIII-XIX веков

 Кто же она, та самая балерина, которая первая встала на пуанты? До сих пор историки балета ведут споры. По рецензиям критиков XIX века, заметкам зрителей, а также по литографиям можно назвать несколько имен. Это итальянка Фортуната Анджолини, а также француженки Женевьев Гослен и Фанни Биас. Но точно одно — все первые достоверные упоминания о танце на пуантах связаны с балетом «Зефир и Флора» хореографа Шарля Дидло. Юрий Бахрушин утверждал, что позы на пуантах ввел именно этот балетмейстер:

«Женский классический танец в этот период (начало XIX века, прим. ред.) достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление «положения на пальцах». Эту позу ввел Дидло»,  — Ю. А. Бахрушин.

Один из первых французских музыкальных критиков Кастиль-Блаз писал: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная».
В 1821 году в Лондоне выступала Фанни Биас и включала в свой танец отдельные позы на пальцах. Именно к этому времени относится литография Ж.-Ф. Вальдека, на которой балерина изображена, стоя на пуантах в V позиции.

литография Вальдека

Но, конечно, туфли этих танцовщиц были еще далеки от современных пуантов. Они были мягкие. В них просто добавлялось больше ткани, чтобы избежать сильного травмирования пальцев.

Следующий шаг в эволюции пуантов совершили Филиппо и Мария Тальони.

В 1830 году Мария Тальони, как и ее предшественницы, вставала на пуанты в балетах «Бог и баядерка» и «Зефир и Флора». А 12 марта 1832 года произошло важнейшее событие. Впервые балерина весь спектакль полностью танцевала на пуантах, иногда задерживалась на одной ноге, создавая абсолютное ощущение воздушности и невесомости. Это был балет Филиппо Тальони «Сильфида». Для создания волшебного образа туфли Марии сделали более жесткими, добавив внутрь жесткий каркас, называемый сейчас «стаканом».

На надгробии Марии Тальони до сих пор молодые танцовщицы оставляют цветы и… пуанты.

Но от Тальони не отставала ее «соперница» — темпераментная Фанни Эльслер. В балете «Синяя борода» Эльслер исполняла уже по два пируэта на пальцах: «Ее двойные пируэты на пуантах, ее необычайная сила и выносливость, ее прелесть, легкость и точность оказались частями одного неделимого целого», — писал критик издания Bäuerles Theater Zeitung.
И в дальнейшем долгое время все технические новинки на пуантах исполняли представительницы солнечной Италии. Например, в 1846 году Париж настолько поразила пальцевая техника итальянки Софии Фуоко, «блестяще владеющей так называемыми пуантами», что критика назвала ее La Pointue.

«Блистательна, полувоздушна, 

Смычку волшебному послушна, 

Толпою нимф окружена, 

Стоит Истомина; она, 

Одной ногой касаясь пола, 

Другою медленно кружит, 

И вдруг прыжок, и вдруг летит, 

Летит, как пух от уст Эола; 

То стан совьет, то разовьет, 

И быстрой ножкой ножку бьет», — 

именно Авдотья Истомина, которую увековечил в своей поэзии Александр Пушкин, стала первой русской балериной, танцевавшей на пуантах. Интересный факт, что она тоже училась у Шарля Дидло, когда хореограф работал в России. Так что это в очередной раз подтверждает версию, что именно Дидло «поставил» балерин на пуанты.

Итак, к середине XIX века пуанты стали очень популярны. Когда балерина вставала на кончики пальцев вытянутой стопы, ее танец приобретал воздушность и грациозность. А в эпоху романтизма пуанты стали новым инструментом для воплощения замысла балетмейстера, ведь сюжет и сама структура балетного спектакля требовали новых хореографических решений. Так пуанты стали неотъемлемой составляющей образа воздушных духов, нимф, фей, эльфов и других сказочных персонажей, что подчеркивало их нереальность. И также пуантами стали обозначать более высокое социальное положение персонажа в спектакле.

Во второй половине XIX века «пальцевая», как говорят в балетном мире, техника совершенствовалась и усложнялась. И пуанты не отставали в развитии. Теперь у них изменилось очертание, и появилась такая важная деталь, как «пятачок» — немного овальное и плоское завершение туфельки для большей устойчивости. В XIX веке «пятачок» был деревянный, округлой формы, покрытый тканью из овечьей шерсти. К началу XX столетия пуанты стали привычного сейчас для нас розовато-телесного цвета, что визуально в сочетании с трико еще больше удлиняет ноги балерин.

Мариус Петипа оставил будущим поколениям огромное наследие из классических вариаций и дуэтов, исполняемых на пуантах. Именно он ввел в спектакль элемент, ставший впоследствии обязательным для всех ведущих балерин — 32 фуэте на пуантах.

Техника возрастала, и от пуантов требовалось усовершенствование. Во второй половине XIX века в пуанты вставлялась круглая пробка, но это было довольно дорогое производство. Поэтому в начале XX века пробку заменили на специальный клей, которым пропитывались все внутренние слои «стакана», таким образом добиваясь необходимой жесткости и поддержки стопы.

В начале XX столетия итальянец, эмигрировавший в США, мастер обуви Сальваторе Капецио открыл свою мастерскую на Бродвее. В основном он шил обувь для артистов мюзиклов и вестернов. Но однажды в поисках танцевальной обуви в магазин к Сальваторе зашла балерина Анджелина Пэссоун. Тогда пуанты для себя она не нашла. Но стала любовью и музой мастера. Так Капецио совершил еще один прорыв в развитии пуантов. Он стал создавать каждую пару туфель  с учетом индивидуальных особенностей стопы балерины. Колодка, которую делали из дерева, позже, если нужно было, немного корректировалась. Затем выкраивали несколько слоев мешковины и бязи, пропитывали их клеем и после просушки покрывали  розовато-телесным атласом. Подошву и стельку делали из 3 слоев кожи или картона, сшитых между собой. «Пятачок» стал более плоским. По форме пуанты от Капецио были изящнее, чем у других мастеров. И все же самое важное, что в производстве пуантов началось время индивидуального подхода к стопам танцовщиц.

Анна Павлова, гастролируя по всему миру, для себя и своей труппы заказывала пуанты у Сальваторе Капецио, что, конечно, добавило славы и авторитета именно этой мастерской.

Пуанты Анны Павловой

В XX веке уже нельзя было представить балерину, не танцующую на пуантах. Когда-то ходившие на каблуках Фея Сирени и Гамзатти обрели полноценную «пальцевую» хореографию (в редакциях Константина Сергеева и Вахтанга Чабукиани соответственно). Постепенно с каблуков на пуанты  «переходили» даже гротесковые и национальные танцы. Ярче всего эта тенденция проявилась в творчестве Юрия Григоровича.

При главных театрах страны всегда были мастерские, в которых изготавливались пуанты для своих танцовщиц. Но постепенно стали появляться труппы, альтернативные академическим театрам, и различного рода антрепризы. Соответственно, спрос на пуанты стал возрастать, и встал вопрос о том, чтобы наладить их более масштабное производство.

Обувной мастер Фредерик Фрид в 30-х гг. прошлого столетия придумал новую рецептуру клея для пуантов и стал первым, кому удалось  открыть свое производство балетной обуви, в частности пуантов. Примерно в это же время эмигрант из России Якоб (Джейкоб) Блок создал небольшое производство пуантов в Австралии. С учетом жаркого и влажного климата он стал добавлять в клей для пуант винил.

Сейчас все большую популярность набирают пуанты, сделанные совершенно по другой технологии — из полипропиленовых материалов. Они более долговечны, быстрее разнашиваются и даже немного «помогают» балерине, как бы поддерживая ее стопу. Но многие академические школы и театры выступают против таких пуантов, так как считают, что они не способствуют правильному формированию стопы и мышечного аппарата танцовщиц в целом.

В XXI веке процесс изготовления пуантов — это отдельное искусство, сродни ювелирному мастерству и немного алхимии. В России на данный момент в производстве пуантов сочетаются традиции прошлого с новыми тенденциями. О секретах мастеров смотрите наше видео.

 

Автор статьи Вероника Варновская