«Схватить полет – самое трудное», – слова Майи Плисецкой из письма, опубликованного в историческом по сути и масштабу выпуске Dance in Vogue – печатном золоте, как называют издание в нашей редакции. Пожалуй, ее слова лучше всего описывают, почему хорошая балетная фотография – шедевр с большой буквы.
Для чужака балетный мир недосягаем, и, чтобы в него попасть, ты должен быть либо своим, либо гением, поэтому балетные фотографы овеяны ореолом загадочности и избранности. Бесталанным тут места нет.

Для человека непосвященного фотография – самый простой способ прикоснуться к балетному искусству. И, несмотря на замкнутость мира балетных фотографов, мастеров все же достаточно много. Из того же письма Плисецкой: «Великие мастера доказали, что могут поймать воздух в свой объектив».

 

Артур Элгорт

Классика балетного снимка

Снискав славу в 30 с небольшим лет в британском Vogue, Артур Элгорт сумел оживить моделей в объективе своей камеры. Он рискнул изменить индустрию и идею о том, какой должна быть fashion-фотография. В его кадре артисты не просто танцовщики, но прежде всего личности.

 

 

Марио Тестино
«Я верю, что я не просто фотограф»

Перуанский гений, умеющий нажать на кнопку затвора в самый удачный момент. Артисты на его фото сняты не всегда в естественной позе, но всегда искусственно волшебно; они такие, какими мечтают себя видеть. Тестино часто говорит: для него главное, чтобы на съемках герои чувствовали себя комфортно, открывались, были собой. Возможно, поэтому снимки получаются такими чувственными.

 

 

Ирвинг Пенн

«Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени, то зрелище зачаровывает меня. Это и есть проклятье фотографа»

Художник, дизайнер, скульптор и фотограф одновременно Ирвинг Пенн раньше всех использовал в съемке методы, без которых сегодня нельзя даже представить коммерческую фотографию. Как пример, модели на идеально белом или сером фоне. Он первый загнал своих героев в угол, используя это как художественный прием. В их числе: хореограф Леонид Мясин, Марта Грэм, а также знаменитая четверка команды балета «Триумф Бахуса» – Риетти, Гальи, Баланчин и Леклерк.

 

Ричард Аведон

Гений, которому доверялись артисты первой величины. Он умел фотографировать танец так, словно его герои продолжали двигаться на бумаге. Это ему позировал обнаженным Рудольф Нуреев, и про него с восторгом говорила Майя Плисецкая. Пожалуй, Аведон – один из самых знаменитых фотографов балетного мира.

 

 

Тим Уолкер

Работы Тима Уолкера – это всегда театр, продуманные детали и скульптурные модели. Будучи ассистентом великого Ричарда Аведона, Тим учился у маэстро лучшему и воплотил в своих работах, обретя свой неповторимый стиль.

 

 

Энни Лейбовиц

«У меня всегда была тайная мечта стать балериной»

Фотограф, которая снимала и обнаженных мировых звезд кино и шоу-бизнеса, и первые лица государств, не могла обойти тему балета в своих работах. Будучи влюбленной в балет, она не просто фотографирует артистов, а без преувеличения создает произведения искусства.

 

 

Карл Лагерфельд

На протяжении всей своей жизни великий кутюрье не перестает удивлять. Лагерфельд не только придумывает костюмы для танцовщиков, как, например, для Парижской оперы, – он еще и фотографирует. И делает это он, как и все остальное, вкусно и элегантно.

 

 

Патрик Демаршелье

Вот где союз моды и балета ощущается особенно гармонично и тонко. Самый востребованный fashion-фотограф мира снимает танцовщиц и танцовщиков, превращая их в богинь и богов, подчеркивает грацию, красоту линий и изгибов тела, силу духа и чувственную натуру одновременно. Демаршелье – художник, чей почерк трудно не узнать среди прочих.

 

Молодые гении современности

 

Джеймс Борт

wide=»

Фотограф, которому выпала честь снять коллаборацию модного дома Balmain и Opéra Garnier Paris. Звезды Парижской оперы – его любимая тема. Будь то съемки за кулисами или на сцене, он словно подглядывает за артистами в хорошем смысле этого слова, создавая истории о каждом, воспевая внутреннюю свободу танцовщика.

 

 

Ян Омельницкий


Работы Яна – словно кадры из кино, в котором каждому герою дается шанс получить главную роль. И играют, и танцуют они блестяще. Его работы просты, но чарующе привлекательны.

 

Генри Лютвайлер

Четыре года Лютвайлер работал вместе с хореографом Питером Мартинсом в New York City Ballet и имел свободу фотографировать все в святая святых. За 30 дней он наснимал материал, который стал основой книги, вышедшей в 2015 году, – “Henry Leutwyler. Ballet: Photographs of the New York City Ballet”. Будучи мастером предметной фотографии и имея склонность к социальной тематике, через детали и различные вещицы Лютвайлер открыл своему зрителю подноготную балетного мира.

 

 

Данил Головкин

Балетные и коммерция – об этом вам расскажут работы Данила Головкина. Он снимал Полунина для Сноба, артистов Большого для лукбука Peuterey, Диану Вишневу для Condé Nast Traveller Russia и много кого еще. Что бы он ни делал, он показывает артистов в новом свете и амплуа, чем и вызван интерес к его работам.

 

 

Рувен Афанфдор

Работы этого современного мастера воплощают в себе традиции и новаторство. Он показывает привычных нам личностей в необычных образах – будь то марионетки или герои оживших полотен, словно украденных у живописцев. Театрально, необычно и очень вкусно.

 

 

NYC Dance Project

Кен Броуар и Дебора Ори
Популярный проект, воспевающий искусство движения (фотографы – соавторы одноименной книги “The Art of Movement”). В лучших традициях воздушных фотографий, летящих танцовщиков и струящихся тканей на сером фоне.

https://www.youtube.com/watch?v=z1RGXQpUF0s

 

Лиза Роуз

Случай, когда можно припомнить слова Плисецкой о том, что балет лучше всего снимают сами артисты – они знают и чувствуют танец. Лиза – танцовщица, хореограф и фотограф в одном лице. Примечательны декорации для съемки, которые использует Лиза: это может быть гардеробная, крыша Парижской оперы или огромная статуя Пегаса на том же здании. Ее работы – доказательство того, что балет вездесущ, он меняется вместе со временем и является неотделимой частью современного мира искусства.

 

Питер Линдберг

Талантливый фотограф, который работал в том числе и над проектом New York City Ballet’s 2016-2017 campaign – минимализм и грациозность в черно-белом исполнении. «Изысканный, пикантный и кинематографичный» по мнению Vogue, влюбленный в жанр антиутопии, с помощью фотоаппарата Линдберг создает свою вселенную, в которой главное место занимает танец.