Конечно, под словом «современный» подразумевается не стиль танца, а вообще искусство балета в нашем понимании сегодня. До Новерра танец уже существовал, но как развлекательный дивертисмент. Балет был лишь приложением к операм и драматическим интерлюдиям. А Жан Жорж Новерр стал настоящим реформатором балетного искусства. Недаром историки приравнивают его к таким личностям эпохи Просвещения, как Руссо, Вольтер, Бомарше. Но жизнь хореографа была далеко не безоблачна, его судьба похожа на драматически выстроенный балетный спектакль.

 

Экспозиция

Жан Жорж Новерр начинал свой путь как танцовщик, выступал во многих труппах Европы. Даже танцевал при дворе Людовика XV. Но Новерру так и не удалось попасть в балетную труппу Парижской Оперы, пришлось пойти работать в другой театр французской столицы. И вот в Опера Комик танцовщику однажды поручили поставить дивертисмент. Начинающий хореограф сразу обратил на себя внимание. Его «Китайские празднества» и «Источник юности» были поставлены и оформлены очень оригинально.

 

Завязка

Опера Комик отправилась на гастроли в Лондон, где с успехом шли постановки Новерра. И здесь Жан Жорж познакомился с английским балетмейстером Джоном Уивером и с ведущим драматическим актером того времени Дэвидом Гарриком (впоследствии Новерр называл Гаррика «Шекспиром в танце»). Эти выдающиеся личности очень повлияли на французского хореографа, и у Новерра появились идеи, как через танец выражать чувства, эмоции, состояния души. Ведь парадокс той эпохи заключался в том, что танцы любили и ставить, и смотреть. Но при этом никакой смысловой нагрузки они не несли.

Жан-Жак Руссо писал о балете того времени:

«Жрецы танцуют, солдаты, боги танцуют, черти танцуют, танцуют даже при погребении».

 

Развитие действия

Когда Новерр вернулся с гастролей по Англии, он был полон идей, но понимал, что столица слишком консервативна для их воплощения. Ему нужно было поле для экспериментов. И хореограф отправился в Лион, где стал руководителем балетной труппы. Здесь Новерр создал свои первые «действенные балеты». Он полностью отказался от масок и традиционных тяжеловесных костюмов, разрабатывал драматургию спектаклей и даже осмелился уйти от симметрии в кордебалете.

Кульминация

А в 1760 году произошло событие, которое разделило развитие балетного искусства на «до» и «после». Жан Жорж Новерр выпустил в свет свою книгу «Письма о танце», принесшую ему европейскую известность и признание ученых-просветителей. В своих балетах Новерр на практике показывал, о чем написал в своей книге. Он абсолютно ушел от арлекинад, буффонад, фарсов и брал за основу только «благородные сюжеты».

«Мифы предоставили мне богов, история – героев; отказавшись от вульгарных персонажей, которые только и могут весело или грустно перебирать ногами, я постарался придать моим произведениям благородство эпопеи и грацию пасторальной поэзии»,– говорил Новерр.

Хореограф заботился о так называемом сквозном действии, о его соответствии с музыкой, о характерах персонажей. В результате его балеты вызывали настоящий каскад эмоций в зрительном зале. До Новерра это было немыслимо.

Со всей Европы артисты и балетмейстеры устремились за идеями в Штутгарт, где Новерр проработал семь лет. Доберваль перенес некоторые новшества в Парижскую Оперу, а Вестрис поставил новерровскую «Медею» сперва в Варшаве, потом и в Париже. Когда в 1767 году Штутгартский театр закрылся, оставшиеся без работы три десятка танцовщиков разбрелись по театрам Италии, Германии, Англии, Испании, Португалии. У каждого в багаже были партитуры и программы балетов Новерра, эскизы костюмов, а в памяти – хореография учителя. Новое и передовое искусство распространялось по Европе.

Сам Новерр после Штутгарта еще семь лет проработал в Венской Опере, где создавал спектакли в содружестве с композитором Кристофом Глюком. Затем были Милан, Неаполь, Лиссабон. Он заботился о том, чтобы «Письма о танце» переводились на другие языки, а в 1776 году издал в Вене сборник своих сценариев с комментариями. Австрийская принцесса Мария-Антуанетта, бравшая у него уроки танцев и ставшая в 1774 году королевой Франции, позаботилась о своем учителе. И Новерр был назначен руководителем балета Парижской оперы. Сбылась юношеская мечта. Это было по-настоящему триумфальное возвращение в Париж.

 

 

Развязка

Но аристократы и артисты, которым они покровительствовали, бунтовали против нового хореографа и его идей. Танцовщик Антуан Бурнонвиль (отец знаменитого датского балетмейстера) так вспоминал об этом периоде: «Артисты до такой степени увлеклись парфюмерно-фарфоровым жанром, что не понимали, чего от них требуют, и скрывали свою глупость под маской пренебрежения».

С 1778 года Новерр ставил только танцы в операх. Успех имели одноактный балет «Безделушки» на музыку В.А. Моцарта и возобновленный в 1780 году балет «Медея и Язон». Однако недоброжелатели добились своей цели, балетмейстер сдался. Он согласился уйти в обмен на обещанную ему большую пожизненную пенсию. 30 ноября 1779 года Новерр писал: «Я покинул родину с решением никогда больше не применять здесь своих способностей». Поистине, нет пророка в своем отечестве.

Жан Жорж Новерр снова уехал в Англию, где его постановки называли шедеврами, а самого хореографа — гениальным. В его балетах участвовали лучшие артисты. Свою встречу с лондонскими зрителями он ознаменовал новым балетом «Вновь соединившиеся влюбленные».

Но конец XVIII столетия выдался очень бурный. Во Франции произошла революция. Это отражалось и на политике других стран Европы, и на настроениях публики. В театре не хотели видеть ничего сурового и героического, зрители хотели отвлекаться от реалий жизни. Последние годы Новерра были очень печальны. Никто не давал работу выдающемуся человеку эпохи. Он иногда посещал театры и видел, что молодые балетмейстеры реализовали его планы и даже превзошли его достижения, самостоятельный балетный театр расцветал. Но мало кто вспоминал имя того, благодаря кому все это произошло.

 

 

Финал

Новерр вновь взялся за книгу своей жизни «Письма о танце». К пятнадцати главам он добавил еще двадцать новых, которые по своей сути являются автобиографией. Новерр написал о своих ошибках и заблуждениях, высказал новые идеи и предупредил молодежь об опасностях в профессии. В новых главах он вспомнил всех знаменитых артистов и хореографов, с кем сводила его жизнь.

 

Продолжение следует…

И вот спустя столетия мир все-таки отдал должное реформатору балета. День Рождения стал Днем Танца, который празднуется с размахом и притягивает внимание миллионов людей по всему миру. Ведущие балетные театры раскрывают двери и показывают свой внутренний мир в прямых эфирах. И в этом просматривается задача, которую ставил для себя и Новерр — искать, находить новое, делиться идеями.

Поздравляем всех читателей журнала с Международным Днем Танца!

Автор Вероника Варновская