Метания между любовью и большими деньгами… О, эта история, к сожалению, стара как мир. Художники вдохновлялись ей во все времена. Не говоря о других образцах мирового искусства, Манон Леско стала главной героиней довольно значительного числа опер, балетов, кинофильмов. И хотя сюжет современному человеку сложно назвать непредсказуемым, авантюризм Манон, наивность де Грие и расчётливость Леско будоражат умы зрителей уже много лет.

«Манон» – это второй трехактный спектакль, созданный Кеннетом Макмилланом для Королевского балета Великобритании, страшно сказать, в 1974 году. Он поставлен на отрывки из опер Массне и за свою более чем 50-летнюю историю с триумфом обошел многие значимые сцены мира. Балет сложный, костюмный и полон исторических деталей, которые хореограф щедро внес в постановку после тщательного изучения периода, предшествующего Французской Революции. Здесь блеск и нищета французской аристократии, клошары и дамы полусвета, Новый Орлеан и предместья Парижа — и все это замешано на старой драме о выборе между страстью и богатством. Декорации по эскизам Николаса Георгиадиса прекрасно передают атмосферу общественного упадка Франции 18 века. На их фоне жанровые сценки – где бы они не происходили, в борделе или на городской площади — которыми заняты многочисленные артисты миманса и кордебалета, смотрятся по-киношному реалистично. Балет нужно жадно рассматривать, чтобы увидеть и заметить каждую маленькую историю, которую Макмиллан вписал в свой спектакль. Опираясь на романтический сюжет, британский классик поставил, конечно, не эпос, но историческую драму, представляющую срез французского общества того времени.

С точки зрения хореографии балет известен своими адажио, где Манон, увлекаемая разными мужчинами, демонстрирует то буйный нрав, то удивляющую покорность, но более всего – свои ножки. Эротизма в балете хоть отбавляй и для того, чтобы оживить, наполнить балет всеми заложенными в него смыслами, нужна не только техника и актерское мастерство, но и сильная харизма исполнителей главных партий. Не хочется поминать всуе, но придется – зрителям МАМТА не надо напоминать, как сильно преображался другой шедевр Макмиллана «Майерлинг», когда на сцену выходил Сергей Полунин, который во многом своей харизмой находил ключ к хореографии.

Эрика Микиртичева в роли Манон эмоциональна и даже трогательна – их первая встреча с де Грие (Денис Дмитриев) напоминает танец двух нежных мотыльков, но ее мотивы совершенно не ясны. Любовь к де Грие у нее – это любовь наивной девушки, и она совсем не равняется любви к деньгам господина Г.М. (Станислав Бухараев), которому она в итоге отдает предпочтение. Как будто Жизель вдруг решила на себя примерить образ куртизанки. А ведь Манон, не целомудренна, она, может, и не вульгарна, но испорчена, ей движет страсть – она легко играет мужчинами, легко идет на воровство денег у пожилого господина. Денис Дмитриев – романтик и Маленький Принц этого балета, тщетно пытающийся спасти свою Розу – Манон.

Несколько парадоксально – но в балете, где в центре пара Манон-де Грие, более органично смотрится совсем другой дуэт – Леско (Сергей Мануйлов) и его любовница (Валерия Муханова). Танцы этого дуэта выглядят гораздо более расковано и свободно, без аффектации, сентиментальности и нарочитости. Валерия – балерина с певучим, лиричным движением несомненно смогла украсить эту небольшую роль.

Среди клиентов балетных куртизанок был замечен Леонид Леонтьев, перебравшийся в текущем сезоне в Москву из Петербурга. Его жажда к танцу была заметна даже в небольшой кордебалетной партии, а опыт в хореодрамах у него есть и немалый (Леонид 3 сезона был занят в труппе Бориса Эйфмана). Хорошо бы этот опыт пригодился ему в Муз. театре имени Станиславского и в более значительных ролях.

 

Автор Елизавета Митина