Балет «Баядерка» на сцене Кремлевского дворца в хореографической редакции Андриса Лиепы – компактный и динамичный спектакль, стряхнувший с себя помпезность оригинала, но, к счастью, не растерявший лирики первоисточника. Массовые танцы в нем сведены к необходимому минимуму – танец одалисок, танец с веерами, конечно же, акт теней, да, пожалуй, и все. Из костюмной драмы в ориентальном вкусе у постановщика получилась история любви, которую можно назвать камерной и даже интимной.
В такой редакции балета талант приглашенных звезд сияет особенно ярко, хотя в случае с героями этого материала говорить о преувеличениях не приходится и не нужно.
Партию Солора исполнил Иван Зайцев, премьер Михайловского театра, а партию Никии – Полина Семионова, прима Берлинского государственного балета. Полина, к радости российских поклонников, время от времени навещает родную страну. В этот раз за возможность увидеть Полину в Москве стоить благодарить продюсера фестиваля Айдара Шайдулина, который не первый год сотрудничает с Кремлевским балетом, например, приезд Марии Кочетковой в прошлом году так же его заслуга.
Иван и Полина – давние партнеры еще со времен приездов балерины в Михайловский театр в ранге приглашенной примы. Этот сценический союз можно назвать исключительно удачным – оба артиста чутки и внимательны к эмоциональным посылам партнера, что в итоге рождает трогательный и гармоничный дуэт. Им обоим чужда бравурность, напор, показная виртуозность – это сценический дуэт вдумчивых артистов тонкой настройки друг на друга.
Солор Ивана Зайцева – этакий честный вояка, который не знает слов любви, но тем не менее питает самые искренние чувства к Никии и прямо об этом заявляет. При том что к нынешнему сезону Иван Зайцев приобрел поистине премьерский апломб (он стал премьером Михайловского театра всего пару сезонов назад) и его танец стал действительно уверенным, чистым и сильным, отточенным и наполненным, он избегает соблазна превратить своего героя в пылкого хвастуна (этим порой грешат артисты, чья сильная сторона, выражаясь фигурально, это физика, а не лирика). Его Солора даже сложно упрекать в обмане, настолько он прямолинеен, открыт, уверен, и его танец это прекрасно иллюстрирует.
Никия же в исполнении Полины Семионовой отражается в своем Солоре ровно с той же искренностью и открытостью. Балерина не так давно вернулась на сцену после рождения сына, и, кажется, это событие повлияло на ее манеру танца самым положительным образом. Если прежде ее движения отличались часовой точностью и порхающей легкостью, то сейчас они еще больше обогатились, стали совершенно кантиленными, нежными, терпко-тягучими. Драматическая вершина балета – монолог Никии – в исполнении балерины наполнена таким бездонным отчаянием и одновременно такой светлой надеждой, что оторвать взгляд от танцовщицы кажется преступлением – и зрителям, и Солору.
Лирическое па-де-де в акте теней исполнено нежно и в хорошем смысле слова просто. Спокойная уверенность двух чутких партнеров и наполненный танец Полины Семионовой и Ивана Зайцева вдохнули жизнь в фантасмагорическую историю о Баядерке и вытащили из шелухи сюжетных условностей правду о человеческих чувствах.
Автор Елизавета Митина
Фото Карина Житкова