Джанет О‘Киффе – не просто поклонница балета, она самый настоящий ценитель этого вида искусства. Очень давно выступление Вахтанга Чабукиани в спектакле «Пламя Парижа» в фильме «Звезды русского балета» впервые вызвало интерес Джанет О‘Киффе к балету. А дуэт Фонтейн и Нуреева в «Лебедином озере», «Ромео и Джульетте» и «Жизели» превратили ее интерес в страсть. В 1973 году Джанет впервые увидела выступление труппы Большого театра в Нью-Йорке и была в восторге от энергичного и страстного танца Раисы Стручковой в «Вальпургиевой ночи». Год спустя в Лондоне она смотрела «Спартака» в исполнении Михаила Лавровского, Владимира Васильева и Мариса Лиепы. Именно эти танцовщики, их неиссякаемая энергия и страсть сделали балетную труппу Большого уникальной, считает Джанет. Артистизм Людмилы Семеняки в роли Авроры и Раймонды заставил писательницу влюбиться в классический балет. В 1979 году она впервые увидела труппу на родной сцене Большого театра в Москве и спустя годы наблюдала ее на гастролях в Великобритании, Европе и США. Среди самых незабываемых впечатлений Джанет выделяет ужин с Чабукиани в Тбилиси, встречу с Раисой Стручковой и присутствие на репетиции «Раймонды» с Ниной Ананиашвили.
Эта статья выходит в преддверии юбилейных спектаклей, посвященных 50-летию «Спартака» и базируется на двух интервью с Игорем Цвирко, первое из которых состоялось за несколько дней до его дебюта в балете «Спартак», а второе – через несколько дней после его выступления 10 ноября 2017 года.
Новый «Спартак» в Большом: долгая дорога в Рим Игоря Цвирко.
Предисловие
Несмотря на внутренние сомнения, Игорь ответил на неожиданное предложение художественного руководителя театра Сергея Филина о подготовке роли в «Спартаке»: «Я слишком молод, но сделаю все возможное». С этого началась подготовка партии c Александром Ветровым, Юрием Владимировым и Михаилом Лавровским. И наконец, спустя шесть лет, Игорь вышел на сцену Большого театра в роли Спартака, благодаря тому, что не опустил руки во время трудностей и ожидания, и конечно, огромную роль сыграл тот факт, что Махар Вазиев захотел увидеть Игоря в этой роли!
Узнав о том, что Игорь Цвирко еще не танцевал Спартака, Махар Хасанович удивился: «Странно, – сказал он, – вы должны его станцевать». Была дана задача подготовить спектакль к началу сезона.
Когда день и время дебюта были раскрыты, Игорь был в восторге, но отмечал, что «получение наконец того, о чем вы мечтали так долго, не приносит настоящего, всепоглощающего счастья. Теперь, когда цель достигнута, я чувствую не только повседневный нервоз перед выступлением, но и необходимость оправдать ожидания и веру в меня, в мою способность станцевать Спартака. Все это оказывает сильное давление».
Подготовка – Исполнитель
Готовясь к роли Спартака шесть лет назад, Игорь читал книги о Древнем Риме и рабстве. В этом году за три недели до дебюта десятого ноября, ему пришлось полагаться на память о предыдущих исследованиях. Недавно Игорь смотрел фильм «Спартак» с Кирком Дугласом и отметил, что, хотя съемки были менее динамичными, чем более новые версии «Спартака», длинные сцены крупных планов позволили ему увидеть, что чувствуют герои. Игорь также отметил, что «старый фильм изобразил глубокий и сложный психологический процесс, который привел Спартака к решению возглавить восстание рабов».
Когда Игоря спросили, как он смог отождествить себя с рабом, он стал рефлексировать. «Я, как и многие люди, переживал ситуации, когда не мог контролировать те или иные события, которые впоследствии негативно повлияли на меня. Я чувствовал боль, негодование, гнев и даже ярость. Как актер я могу в нужный момент вызывать в себе такие эмоции и использовать их по мере необходимости в роли. Но актерскую игру нужно детализировать. Скрежещущие зубы и сжимающиеся кулаки выражают гнев открыто, но грубо. Я надеюсь, что мое выражение гнева будет более тонким, раскроет и покажет холодную внутреннюю ярость».
Кубинский танцор Карлос Акоста однажды сказал, что роль Спартака – это марафон, который предъявляет чрезвычайные требования к телу танцора. Соглашаясь с этой оценкой, Игорь отмечает, что главная задача в исполнении – танцевать в полную силу, чтобы суметь «пройти все три действия без единой запинки». Он также отмечает, что многие мужские роли в балетах Григоровича требуют выносливости. Станцевать Ферхада в «Легенде о любви», на его взгляд, не менее сложно, чем Спартака.
Подготовка — Педагоги
В этом же году Игорь работал над ролью Казановы в балете Михаила Лавровского. И Цвирко вместе с педагогом Александром Ветровым договорились с Лавровским, многими принятым за наиболее драматичного из исполнителей Спартака, работать над подготовкой этой партии.
Игорь подчеркивает важность того, чтобы с ним репетировал не только человек, который танцевал эту роль, но и тот, кто учился непосредственно у Григоровича: «Он (Михаил Лавровский, прим.ред.) помог мне проследить эмоциональное развитие персонажа сквозь три акта. Он дал мне понять, что каждое действие показывает различную грань характера Спартака».
Также Игорь считает большой удачей, что Александр Ветров тоже работал с ним над этой ролью, потому что отец Ветрова Николай Симачев много лет тесно сотрудничал с Григоровичем и репетировал с сыном роль Красса. О Ветрове Игорь говорит: «он точно понимал, что мне нужно, чтобы вжиться в роль Спартака».
Первый выход Спартака
После спектакля Игорь задумался. «Первый акт был самым сложным, потому что я старался первым монологом вовлечь в повествование зрителя. Вместо того, чтобы как следует прочувствовать боль раба на себе, я пытался передать боль от себя к залу. Я так старался, что даже немного споткнулся, но, к счастью, это заставило меня понять, что я просто должен перевоплотиться в персонажа и при этом выразить то, что я чувствую, и зрители смогут увидеть это без дополнительных усилий с моей стороны. После гладиаторского боя я очень глубоко почувствовал убийство моего друга».
«Второй акт получился лучше первого, потому что к тому времени я уже знал, чего смогу от себя добиться. Я был счастлив, потому что не испытывал усталости, как во время генеральной репетиции с оркестром и декорациями. Поскольку я чувствовал себя лучше физически, у меня было больше уверенности в том, что образ выйдет выразительнее и я смогу эффективнее коммуницировать с публикой. Я почувствовал силу, которой раньше не чувствовал. Я понял, что могу пройти через все три акта».
«В третьем акте я был почти на высоте, потому что знал, что пройду через это и смогу полностью расслабиться в роли – соединиться с духом Спартака и представить все свои переживания».
P. S.
Увидеть Игоря Цвирко в роли Спартака можно 7 апреля в 12:00 на Исторической сцене Большого театра.
Автор Джанет О’Киффе
Перевод Елизавета Емелькина и Ольга Островская