Чтобы разобраться, почему это событие знаковое, начнем сначала. 

Действующее лицо номер один – Твайла Тарп, легенда и культовая фигура. На ее счету 130 постановок, включая театральную версию «Поющих под дождем» на Бродвее и номера для фильмов Милоша Формана «Амадей», «Волосы» и «Регтайм». Среди трупп, с которыми она работала, — Джоффри Балет, Нью-Йорк Сити Балет, Парижская Опера, Ковент-Гарден и, конечно, ABT.

Действующее лицо номер два – Михаил Барышников. Попав в Штаты в 1974 году, он моментально становится премьером и звездой. Он сам находит Твайлу Тарп, мастера балетов-кроссоверов, эклектики и виртуозного смешения стилей, чтобы та поставила на него балет, который и получил название Push Comes to Shove. Именно он знаменует начало «Века Барышникова», а из Тарп делает супервезду современного танца. Символично, что после того, как Misha остался на Западе, он воссоединялся с когда-то родной ему ленинградской сценой лишь однажды и только на пленке — в фильме «Белые ночи», где исполняет номер на музыку Высоцкого, кстати, тоже в хореографии Твайлы. Российскую премьеру их дебютного эксперимента с Тарп тоже можно назвать своего рода воссоединением с Мариинским театром, пусть даже условным.

Для первого показа балета в России было решено пригласить любимца петербургской публики Кимина Кима. Его Тарп уже видела несколько раз во время гастролей Мариинского театра в Штатах. И все сложилось, как по нотам: фактура и ироничная пластика премьера идеально подошли к постановке, где должны соединиться юмор хореографа и органика танцовщика, который иногда даже должен представлять себя чернокожим танцором джаза на улицах Нового Орлеана. Конечно, попав под обаяние Тарп и харизмы под названием Misha, трудно удержаться от цитирования исполнения, но каждый раз эта партия будет отчасти импровизацией, а первый раз всегда самый сложный. 

«Когда дело доходит до драки», а именно так переводится замысловатое для русского слуха название, – это сатира на балетную труппу, любую, вне зависимости от ее прописки. Здесь и классические developpe, и цитаты из «Жизели», и тонкая борьба за партнера. Для полноты образа балетной компании Твайла Тарп изначально нагрузила артистов сложнейшим постмодернистским текстом из академических фраз, бродвейских трюков и гротеска. Хореограф лично приехала в Петербург на фестиваль «Мариинский» курировать перенос своего культового сочинения, чтобы проконтролировать все нюансы исполнения, требующего не только владения телом, но и понимания всего стиля. Push Comes to Shove — отличное приобретение театра, благодаря которому в репертуаре может появиться программа, исследующая историю американской хореографии: от наследника русской школы Джорджа Баланчина через неоклассика Джерома Роббинса к эклектику Твайле Тарп.

Автор Ольга Угарова

Фото © Мариинский театр / Валентина Барановского и Наташи Разиной

 

 

Заметки о фестивале Мариинского театра читайте на нашем телеграм-канале

http://t.me/lapersonne