Уильям Форсайт создал эту программу в прошлом году, тогда же она получила престижную премию Fedora Van Cleef & Arpels Prize for Ballet 2018. «Тихий вечер танца» – это практически полное отсутствие костюмов и декораций, поз и пауз, а также музыки в первом отделении, это семь танцовщиков-соавторов хореографа, часть из которых – многолетние преданные соратники мэтра, пропустившие через себя и свое тело его образ мысли, а часть — солдаты, недавно примкнувшие к стройным рядам подопечных Форсайта.

Великий исследователь классического балета всю свою профессиональную жизнь деконструировал его основы и разбирал их на мелкие кусочки, чтобы докопаться до сути. В «лаборатории» Форсайта танцовщикам приходилось нелегко — такая препарация требовала работы на износ и за пределами своих возможностей. Когда, например, в начале 2000-х он переносил свои постановки на сцену Мариинского театра, то артисты сравнивали репетиции с экстримом, где должны были все время преодолевать не только законы вселенной, но и собственную физику, пытаясь ответить на главный вопрос хореографа, где есть внутренняя энергия движения. В программе «Тихий вечер танца», созданной накануне своего юбилея, Форсайт будто нашел все ответы: его текст (но не лексика!) кажется невероятно легким, а герои уже не рассекают, как самоубийцы, пространство и время на тысячу частей.

Первая часть вечера, составленная из небольших номеров, практически полностью происходит в тишине. Вступлением служит чириканье птиц, аккомпанементом — дыхание артистов, музыкой — непрерывные движения в разных стилях, плоскостях и ритмах: быстрее – медленнее, с секундными паузами и без, острее – нежнее, с классическими пор-де-бра и хип-хоп-связками. Самое радикальное, на первый взгляд, решение хореографа — полностью лишить несколько номеров музыки – становится незаметным для зрителя буквально через несколько минут: его нескончаемый пластический рассказ с завязкой, кульминацией и развязкой, как образцовое литературное произведение, моментально втягивает в себя и в свою систему координат, где каждое, даже ломанное, движение идеально вплетено в текст.

Второе отделение «Тихого вечера танца» занимает балет под названием «17/21», созданный на  барочную музыку одного из самых значимых композиторов эпохи – Жана-Филиппа Рамо. Костюмы здесь остаются такими же, как и до антракта: тренировочные брюки, футболки, майки дополнены разноцветными яркими перчатками, которые удлиняют руки вдвое, а может быть, и втрое. Пластичные, почти пластилиновые тела показывают нам то классический арабеск, то стойку на руках из брейк-данса – все снова в беспрерывном движении: без пауз и в нескончаемом перетекании одних элементов в другие. При всем этом кажется, будто артисты танцуют в классических барочных кринолинах и жабо и передают, улыбаясь, привет в XVII век из века XXI, ведь в этом Версальском саду наностолетия, когда уже позади даже постмодернизм, Форсайт нашел, новую свежую форму балета, что сделать в 2018 году непросто и подвластно только исключительным величинам.

Автор Ольга Угарова

Фото Bill Cooper