Франция. Страна, одно упоминание которой внушает мысли о Париже, вине, превосходных кондитерских и, конечно же, балете. Чтобы понять, что именно делает французский балет таким знаменитым, мы отправились в саму колыбель, не только французского, но и балета в целом – балетную школу Парижской оперы.
Основанная в 1713 году, школа Парижской оперы являлась главным храмом балетного образования на протяжении столетий. Но времена меняются, и вместе с ними меняется Школа. Новый художественный руководитель в лице Элизабет Платель, новое здание для удобства обучения. Но душа старейшей в мире балетной школы все еще витает в ее стенах.
Грация и элегантность старых добрых времен – основание, на котором и построен величественный французский стиль. Этот стиль не хочет, чтобы танцовщики как можно выше поднимали ноги или крутились, сколько хватит сил. Не потому что они на это не способны, а потому что это не выглядит элегантно, не выглядит величественно – не выглядит по-французски.
Но традиции балетной школы Парижской оперы затрагивают не только сам стиль танца, они вплетены даже в повседневную жизнь учеников. В сегодняшнем мире равенство часто принимает форму индивидуализма. Люди рассматривают старые коды, как знак подчинения и превосходства. Из-за этого школу Парижской оперы часто критикуют за эти атавизмы. Но подобные традиции вовсе не символизируют превосходство одного человека над другим, они-то как раз и символизируют равенство – равенство в уважении друг к другу.
Такой подход часто создает проблемы для учеников за стенами школы. Поскольку с самого раннего возраста они приучены к невероятно высоким и редким стандартам поведения в социуме, общаться с посторонними людьми становится довольно непросто. Из студентов делают абсолютных перфекционистов во всем. Даже в таких, как может показаться, второстепенных для танцовщика дисциплинах, как математика, философия, геометрия, они все показывают очень высокие результаты. Для них важна каждая деталь, все должно быть идеально.
И жизнь в школе переполнена стремлениями к идеалу. День студентов очень четко структурирован: подъем, занятия, обед, занятия, отбой, абсолютно все происходит строго, когда это должно произойти. Ведь тело для танцовщика – его главный и самый важный инструмент, и как и любой другой инструмент, его нужно поддерживать в форме. И разве есть лучший способ для этого, чем специально разработанный график, к которому приучают с ранних лет.
Но на этом стремление к перфекционизму не заканчивается. Во время занятий студенты носят школьную форму, волосы аккуратно собраны заранее, никаких украшений в классе быть не должно.
Новое всегда стремится задушить старое, и часто ему это удается. Школа Парижской оперы – это место, где ощущение высшего общества, грация старых времен и превосходства современных техник объединяются, чтобы создать что-то по-настоящему уникальное и захватывающее.
Секретом подобной комбинации является подход школы к своим традициям. Они ценятся, да, но они не священны. В отличие от тех, кто рассматривает традиции, как некие скрепы, нарушать которые ни в коем случае нельзя, школа Парижской оперы использует традиции как основу всего того, что они собираются построить. Более того, они постоянно следят за подходами других балетных институтов по всему миру и стараются перенимать лучшие практики, даже если это навредит их традициям.
Отличным примером тут послужит русская школа балета. Несколько веков назад французы отправились в Россию делиться своей культурой.
Сегодня студенты пожинают плоды той деятельности, которую школа вела на протяжении многовековой истории. Каждый год они дают концерт в Парижской опере, где публика может увидеть открытые уроки.
Я посетил школу как раз во время подготовки к такому концерту. Несмотря на тяжелый груз важнейшего события в году, все ученики были довольно расслаблены, и лишь треть времени от занятий была посвящена репетициям. Вот Элизабет Платель, которая была одновременно везде, тщательно наблюдая за каждым студентом, и преподавателям школы было не до расслаблений. Все их мысли крутились вокруг предстоящего события. В этом году ситуацию осложнила одна неприятная деталь: у студентов не будет финальной репетиции в театре. Сцена в школе сильно отличается от сцены в Парижской опере, что добавляет дополнительные препятствия для танцовщиков.
Несмотря на это, когда наступил день выступления, никто в зале не смог бы даже подумать, что это первый раз, когда ребята вышли на сцену. Мне повезло сидеть с директором одного из русских хореографических училищ. Обсуждая выступление во время антракта, она поделилась, что, зная все эти техники и упражнения, и применяя их у себя, она не могла поверить насколько все было синхронно. Ведь это и является одной из трудностей студентов – не просто научиться хорошо танцевать, но и делать это синхронно с другими, но у студентов школы Парижской оперы такой трудности почему-то не возникает. Ну или по крайней мере на сцене они с этим справились.
Перед выступлением мне, как человеку видевшему репетиции, было любопытно, насколько все будет приближено к жизни. В конце концов, когда дело доходит до таких открытых уроков, все всегда стараются показать идеальную картинку, довольно отдаленную от реальности. Все, кроме, как оказалось, Парижской школы. Все, что я видел на сцене, было максимально похоже на то, что было в самой школе. Если студент делал ошибку, его сразу же поправляли и просили повторить комбинацию, пока не получится. Кажется, балетной школе Парижской оперы не нужно стараться показать себя в лучшем свете, она сияет и без этого.
И действительно, Парижская школа – что-то невероятное. Несмотря на то, что современность вошла в жизнь школы, и несмотря на все удобства XXI века, душа школы далеко не современная. Но и не старинная. Это одно из самых уникальных мест, в которых мне когда-либо довелось побывать…
Автор материала Андрей Аврамчук