Ксения Жиганшина — ученица Надежды Грачевой, которая в свое время репетировала под началом Галины Улановой. Мы решили поговорить с Ксенией о преемственности поколений и о ее недавней премьере в балете «Сильфида».

Cтены театрального музея имени А. А. Бахрушина стали декорациями для новой волшебной съемки. Наша героиня перевоплощалась в четыре разных образа. Можно гадать бесконечно: фея ли это, фарфоровая статуэтка или же гейша из Японии прошедших веков.

Интервью: Елизавета Емелькина

Фотограф: Дарья Ратушина

Стилист: Наталья Пантази

Визажист: Марина Клочан

Ретушь: Деннис Стариков

Во время фотосессии нам показалось, что вы очень скромны. Не мешает ли вам это качество в работе?

Скромность же украшает! Могу сказать точно, что в жизни я достаточно скромная, это мне привили родители. Не считаю нужным привлекать к себе излишнее внимание громким смехом или голосом. Но в профессии немного иначе: я полностью раскрепощена в зале и в творческом процессе со своим педагогом. В поисках различных форм и характера для моего персонажа, будь то Гамзатти, Рубины или подруги Китри, например. Здесь скромность как раз не присуща, а нужно показать силу, уверенность, власть, огонь. Тем и интересна наша профессия: мы можем предстать перед зрителем совсем другой личностью, перевоплотиться на несколько часов и прожить иную жизнь.

Вы участвовали во многих балетных конкурсах. Что вы чувствовали перед выходом на сцену?

Конкурсы — это отдельная страница в моей жизни, думаю, они и привели меня к Большому театру и дали  большой нервный закал. Конкуренция на конкурсах огромная, нужно уметь собираться и показывать все в лучшем виде за одну минуту пребывания на сцене. От этой мысли уже становится волнительно. «А что если я поскользнусь, а вдруг тесемка развяжется» – подобные мысли в голове постоянно. Такие предательские мысли нужно уметь отгонять и выходить с уверенностью в себе. Конечно, конкурсы дали мне огромный опыт, я приобрела силу, научилась управлять своим волнением и правильно настраиваться на ту или иную партию. Но сегодня вернуться на конкурсы я бы не хотела. 

Считаете ли вы Москву своим домом? Как долго вы решались на переезд из Петербурга?

Москва стала для меня домом — это точно, но родной — вряд ли. Люди здесь другие, ритм иной, все куда-то бегут. В Петербурге все иначе: люди прогуливаются по городу в любое время дня и ночи, стиль города меня пронизывает до глубины души. Но уехать из Петербурга решилась практически в одночасье, как только меня позвал руководитель Большого театра, на тот момент Сергей Юрьевич Филин. Я, признаться честно, и мечтать не могла о Большом театре. Но поймав такой шанс однажды, его нельзя было упускать, я это чувствовала интуитивно.

Ваш педагог в Большом театре была ученицей Галины Улановой. Что Надежда Грачева рассказывает о ней?

Надежда Александровна прекрасная балерина. Профессионал с большой буквы и сильная личность. Она рассказывала, что Галина Сергеевна требовала душу на сцене, настоящее чувство и подлинность в лице героини, смысл в каждом жесте, взгляде и в походке. Галина Сергеевна очень трепетно относилась к своим ученицам, вкладывала в них самое лучшее и делала из каждой балерины индивидуальность. Это чувствуется и в репетициях с Надеждой Александровной, каждую репетицию она проводит с душой, взращивая во мне верные чувства и эмоции к своей героине. Это прекрасные репетиции, которые пролетают будто секунда. Я действительно не замечаю, как летит время на репетициях с ней.

Какую роль в вашей карьере сыграл образ Галины Улановой?

Счастье, что сохранились пленки, которые можно всегда пересмотреть. Галина Сергеевна живет в своих ролях и по сей день. Она является примером для каждого артиста – как без слов, а одним лишь движением тела можно выражать свои эмоции и чувства, — сильнейший талант.

Как вы думаете, в чем секрет танца Галины Улановой? Почему зрители до слез переживали за ее героинь?

Думаю, что секрет ее танца — искренность и ощущение отрешенности от зрителя! Полное погружение в образ. Когда такое видишь на сцене, прямо за душу берет отрешенный взгляд поверх зрителя. Думаю, именно это и поражало каждого находящегося в зале. 

Расскажите о ваших любимых партиях. И за что вы их выделяете.

Каждая партия особенна для меня, в каждую из них вложена часть души. Не так давно я станцевала балет «Сильфида». Такой интересный образ, мысль о котором не отпускает до сих пор. Сильфида – легкая, неуловимая, с детской непосредственностью в душе, очень ранимая и искренняя в своих чувствах. Этот образ оказался мне близким. А открылась для меня эта партия благодаря Надежде Александровне Грачевой, каждый день по крупице мы ловили образ, раскрывали его новыми ощущениями и формами.

Расскажите подробнее о процессе репетиций «Сильфиды».

«Сильфиду» готовили около месяца. По нынешним меркам театра этого достаточно, хотя раньше партии готовили годами. Я была очень счастлива, когда узнала, что буду готовить эту партию. Оставалось не так много времени, и мы с педагогом очень кропотливо взялись за работу. Помимо подготовки к «Сильфиде» у меня были постановочные репетиции к вечеру одноактных балетов, плюс балеты из основного репертуара театра.

У нас все получилось, с таким педагогом не может быть иначе. Надежда Александровна сама переняла эту партию из рук Комлевой Габриэлы Трофимовны. Она считалась лучшей Сильфидой. Затем Надежда Александровна также по праву была лучшей Сильфидой Большого театра. Она знает каждый жест, взгляд, где правильно дышать, где не зажимать ноги, где сделать так, чтобы было легче, и при этом сохраняет лучшую технику. Было очень интересно работать над партией. Но в первую неделю мне казалось, что я не смогу, не справлюсь с такой сложной задачей. При насыщенной технике и прыжковых задачах надо казаться «воздухом» и быть невесомой. Я надеюсь улучшать этот спектакль в дальнейшем, ведь в нем бесчисленное множество нюансов.

Есть ли хореографы, в постановках которых вы хотели бы станцевать?

Хореографов много. Безумно нравится Форсайт, и недавно мне посчастливилось участвовать в его балете «Артефакты», который далеко за рамками классической хореографии. Очень люблю балеты Баланчина, все они предельно музыкальны и технически насыщенны, со своим сложным стилем, который нужно суметь почувствовать. Я бы хотела станцевать в балетах Ролана Пети, например, «Собор Парижской Богоматери» или «Кармен». Скоро, даст Бог, сбудется еще одна мечта – нам предстоит работать с современными хореографами Полом Лайтфутом и Соль Леон. Надеюсь, впереди меня ждет много интересных встреч!

Расскажите о планах на будущее, о новых балетах и проектах.

Не люблю планировать, но на сегодняшний день в моих планах: жить, творить и любить!

Благодарим театральный музей имени А. А. Бахрушина за помощь в создании съемки.

Выставка, посвященная Галине Улановой, продлится до 22 марта 2020 года.

Подробности: http://www.gctm.ru/event/vystavka-ulanova/

Одежда Littledrama.ru, satin.birds, the9x, Peonium_corsetry

Аксессуары eza.jewelry.store