В Екатеринбурге показали премьеру вечера L.A.D. на музыку Леонида Десятникова. Компания JokerLab предложила четырем хореографам из разных театров – Вячеславу Самодурову, Максиму Петрову, Максиму Севагину и Андрею Кайдановскому – поставить под крышей Урал Опера Балет четыре работы к 65-летию композитора. Автор La Personne Ольга Угарова побывала на премьере и поговорила с хореографами и авторами проекта. Серия портретов создана специально для материала фотографом Кариной Житковой.
Максим Петров (Мариинский театр)
«Три тихие пьесы»
Балет «Три тихие пьесы» – это несколько произведений Десятникова. Пьесы, которые мы используем, написаны не для танца, но располагают к нему. Когда мне предложили принять участие в L.A.D., я сразу подумал про «Вариации на обретение жилища», но они очень короткие – всего девять минут. Тогда мы с Алексеем Гориболем составили сюиту, и перед вариациями идут вальс «В честь Диккенса» и «Титры» из музыки к фильму «Подмосковные вечера» – все объединяет легкость и нежность, но не без горечи.
Я хотел рассказать, что я услышал в музыке: она здесь и есть главное, а я просто стою рядом. Мне было важно сделать такой хореографический текст, который не будет перекрикивать музыку Десятникова, а будет вести с ней диалог, чтобы мы могли слушать и наблюдать, как танец взаимодействует с сочинениями Леонида Аркадьевича.
Максим Севагин (МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко)
«Безупречная ошибка»
Саша и Катя (Александр Сергеев, Екатерина Барер (продюсеры JokerLab) – прим. ред.) сразу предложили поработать с довольно сложным сочинением Десятникова для скрипки и фортепиано «Как старый шарманщик». Правда, оговорились: «Не пойдет – музыку выберешь другую». Но мне понравилось, потому что всегда интересно устроить себе челлендж. На мелодичные пьесы и сюиты всегда можно поставить что-нибудь, а тут – такой фантастический эксперимент!
Леонид Аркадьевич – очень интеллектуальный композитор: он все время играет темпами, ритмами и музыкальными темами. А в случае «Шарманщика» – перед нами еще и диалог с Шубертом. Мне кажется, мы с артистами приняли настоящий вызов: надо было хорошо прочувствовать эту «неудобную» для танца музыку. Хореография, конечно, вышла тоже совсем непростая, но ребята не сопротивлялись! У труппы Урал Балет есть большое преимущество – они практически все время вовлечены в постановочный процесс, поэтому работать с ними одно удовольствие.
Андрей Кайдановский (Венская опера)
«Праздник уходящих»
Когда мы с JokerLab начали говорить о проекте L.A.D., я предложил поставить балет на то, что мне уже давно нравилось – «Эскизы к закату». Так родился «Праздник уходящих» – про черных клоунов, балаган, а если говорить конкретнее – про похороны. Внутри этой музыки заложена драма, но она очень двуликая. Кроме этого, в ней мы одновременно слышим и грусть, и праздник. Тема похорон, на мой взгляд, очень подходит такому полярному сочетанию настроений.
Мне близко мироощущение Десятникова – он на все смотрит с разных сторон. В его работах одна и та же тема может быть окрашена по-разному: где-то мы хотим смеяться, а где-то – плакать, при чем от одного и того же. Хотелось все эти интонации соединить, перемешать и создать сюрреальные и яркие образы – тем более в «Эскизах» все уже есть. Там столько явных характеров, насыщенности, наполненности и динамики! Мне было достаточно просто закрыть глаза, и сцена из будущего балета в голове уже была поставлена. Но, я думаю, самое ценное в музыке Десятникова – это юмор, без него ничего бы не получилось… По крайней мере, у меня.
Вячеслав Самодуров (Урал Опера Балет)
«Дар»
Я очень давно хотел поработать с музыкой Десятникова, и, наконец, такой случай представился. Для своего балета я выбрал кантату «Дар» на стихи Гавриила Державина. Она мне очень нравится, и я счастлив, что появилась возможность сочинить к ней хореографию. Не могу сказать, что мне близка поэзия Державина, но музыка перебросила мост из прошлого в настоящее и давала подсказки. «Дар» для меня ребус: к нему нужно было искать ключ, от чего работа становилась интересной и сложной. Все получилось достаточно коллажно и не без привлекательного хулиганства, которого у Десятникова в избытке.
Екатерина Барер, продюсер JokerLab
Мы с Сашей Сергеевым задумали сделать вечер на музыку Десятникова пять лет назад. Но в силу обстоятельств старт проекта все время откладывался, и когда в прошлом году казалось, что он должен случиться, мы были вынуждены перенести его еще на год из-за всевозможных ограничений. Премьера L.A.D. для нас – большой праздник.
Я счастлива, что в прочтении музыки нам помог пианист Алексей Гориболь (музыкальный руководитель L.A.D. – прим. ред.) – он знает о ней все! На мой взгляд, благодаря ему вся команда смогла прочувствовать все заложенные в ней нюансы. В музыке Десятникова масса особенных культурных кодов, которые нельзя понять, если ты с ними не знаком или не близок, а у хореографов L.A.D. они буквально в крови, поэтому их работы очень органичны его сочинениям.
Александр Сергеев, продюсер JokerLab, солист и хореограф Мариинского театра
Судьба меня свела с Леонидом Десятниковым чуть больше пятнадцати лет назад. Это было очень захватывающее время работы над балетами «В сторону лебедя» и «Как старый шарманщик» в хореографии Алексея Мирошниченко. Анализируя сейчас тот период, я понимаю, что в том числе соприкосновение с его музыкой заложило во мне вектор, которому я стараюсь следовать по сей день и как танцовщик, и как продюсер – я всегда открыт всему новому.
Мы с Катей Барер очень хотели, чтобы вечер состоялся к 65-летию Леонида Аркадьевича прошлой осенью, и рады, что несмотря на все отмены и переносы, нам удалось все-таки показать L.A.D. в юбилейный год. Хочется отдельно сделать акцент на том, что все основные художественные и музыкальные решения принимались в диалоге с Леонидом Аркадьевичем и Алексеем Гориболем, а часть произведений проекта никогда не использовались хореографами.
Проект L.A.D. от JokerLab и Урал Опера Балет состоялся при поддержке фонда MART.