Творчество для меня всегда было чем-то похожим на взаимовосхищение: нас вдохновляют разные люди на протяжении всей жизни, и мы в ответ создаем то, что, возможно, вдохновит кого-то другого.
С Марией Кочетковой я познакомилась год назад, но, мне кажется, я знакома с ней всю свою балетную жизнь. Я тоже маленького роста и не понаслышке знаю, как нелегко бороться в России с понятиями амплуа в балете, как тяжело избавиться от клейма балерины инженю. Для меня Мария Кочеткова всегда была примером балерины, для которой нет условностей, она верит только в себя и не смотрит по сторонам.
Для съемки проекта Мария выбрала единственное родное место в Москве – район Савеловского вокзала, рядом с которым она жила до отъезда. «Для меня дом сейчас в Сан-Франциско, где я живу уже десять лет, мне там удобно, легко и привычно. Когда я приезжаю в Москву, то не особо чувствую себя как дома. Наверное, здесь у меня появляется ностальгия и воспоминания: приятные и не очень. Но больше приятные», – рассказывает Маша, пока мы идем на платформу, где начнем снимать наше видео.
Мария Кочеткова окончила Московскую академию хореографии в том самом звездном выпуске, где ее однокурсницами были Полина Семионова, Людмила Коновалова, Кристина Кретова.
С самого раннего возраста Мария начала завоевывать свое место под солнцем, и решительности у нее было не занимать. Карьеру с училища она строила под девизом «наперекор всему», понимая, что рассчитывать, кроме себя, не на кого. Она начала действовать согласно собственным решениям, которые не всем были по душе. Например, поездка на престижный конкурс Prix de Lausanne, куда ее не отпускали, а она все равно поехала и завоевала «Золотую медаль», получив стажировку в Королевском балете в Лондоне.
«Все, что ни делается, все к лучшему, это абсолютно точно. Если бы я осталась в Москве, то, думаю, не реализовалась бы в полной степени. Поначалу я сильно расстраивалась, что мне пришлось уехать, ведь я всегда мечтала танцевать в Большом театре, но в то же время я была очень взволнована в ожидании новых приключений», – рассказывает Маша о своем решении уехать из России.
В 10 лет на отборочном туре в хореографическое училище каждый из поступающих словно негласно подписывает контракт об отказе от своей свободы. Тело будущих артистов пристально оценивает целая комиссия, которая пытается предугадать, станет ли он в 15 лет толстым, высоким, низким и далее по списку. Зачастую в балете все складывается противоречиво: та девочка, на которую ставили в младших классах, может сойти с дистанции, а вперед вырвется не идеальная, но с характером.
Маша, с точки зрения русского представления о балете, не идеальная балерина из-за небольшого роста. Потолок таких балерин в России – это Красная Шапочка в «Спящей», а если очень повезет – Мари в «Щелкунчике».
Когда я с осторожностью спросила Машу об этом, она почти без эмоций ответила, что ее никогда не беспокоил рост. «Меня расстраивало то, что мой рост всегда не нравился другим людям. Для меня это было непонятно и обидно. Я считаю, что мой рост – это мое преимущество. Балет – это не только рост, талант или идеальные линии. Он о том, как умело ты используешь то, что дала тебе природа. Танец – это выражение души, и это самое главное для меня. Я хочу видеть что-то красивое и магическое на сцене, что-то, что может меня тронуть и заставить задуматься. Красота для меня – не в „чистых линиях“, она идет изнутри».
Контракт Марии с Королевским балетом не был продлен после первого сезона. Она присоединилась к Английскому национальному балету, где имела возможность танцевать несколько ведущих ролей, например, Алису и Мари, которые, с драматической точки зрения, совсем не широкого диапазона. Карьера артиста балета, словно комета, пролетает мгновенно, и вопрос самореализации всегда стоит крайне остро. Как-то Мария сказала: «Случай нужно заметить, схватить и не ударить в грязь лицом». Такой шанс у Маши появился, и она была к нему готова.
Директор театра в Сан-Франциско Хельги Томассон пригласил Марию присоединиться к труппе театра в качестве прима-балерины и дал карт-бланш в выборе ролей.
Сегодня Мария Кочеткова – яркий представитель нового поколения балерин, которые способны танцевать классику и современную хореографию. «Наше русское понимание амплуа себя уже исчерпало, балерина XXI века – это балерина, которая танцует классику и модерн, босиком и в пуантах, «Дон Кихота» и «Лебединое озеро», хореографию Баланчина и Форсайта. Мне очень повезло работать с людьми, которые ценят меня за артистизм и которых не волнует мой рост».
Год назад Мария выступала на фестивале в Кремлевском дворце в балете «Баядерка». Бесстрашно выйдя на колоссально огромную сцену в роли Никии, она вновь бросила вызов критикам и российскому зрителю. На сцене Мариинского театра ранее она представила свою Жизель. О неудобных ролях Маша говорит с любовью: «Если балерина не танцует то, что не совсем ей подходит, то заканчивается артистическое развитие».
Во время разговора с Марией у меня сложилось впечатление, что исполнять неудобные роли – это ее кредо в профессии. Она не боится пробовать, не почивает на лаврах известности, не клепает на гала-концертах заезженные па-де-де, а выходит в специально поставленных номерах.
«Если не рискуешь, тогда ничего и не добиваешься. Всегда нужно рисковать»
Когда смотришь на выступление Маши, первое, что выхватываешь из ее танца, – это естественность и легкость. Она абсолютно такая же в жизни: досягаемая, но в то же время абсолютно космическая. Ее космичность, возможно, отчасти связана с ее внешним видом. Она сидит рядом со мной в синем платье с ромашками, поверх которого надета футболка собственной марки Koche-Kova, а на ногах – сандалии на платформе, и рассказывает о том, что ее внешний вид – это продолжение ее естественности, именно в таком виде она чувствует себя собой. «Во мне это все происходит органично. Возможно, потому, что у нас такая твердая дисциплина в работе и зале, мы окружены пачками и образами фей. Мой внешний вид – это выплеск души, продолжение моей индивидуальности. Я надеваю то, что хочу, и даже не задумываюсь об этом».
Самой большой удачей за последние годы Мария считает свою встречу с Ириной Александровной Колпаковой, с которой много работает в Американском театре балета. Эта встреча была случайной, Маша заменяла в ABT балерину в спектакле «Лебединое озеро».
«Ирина Александровна Колпакова оказала большое влияние на меня как на танцовщицу, она – одна из ярчайших русских балерин. Она из меня столько вытащила, я и не осознавала свой настоящий потенциал до встречи с ней. Она подготовила со мной большое количество классических балетов, и даже когда я работаю без нее, ее слова звучат у меня в голове. И я всегда спрашиваю себя: „Что бы сказала Ирина Александровна?“ Она действительно сильно повлияла на мое становление как танцовщицы».
С таким же смирением и благодарностью Маша говорит о свободе, которую она имеет как балерина. Конечно, не всем артистам дают возможность танцевать и делать что хочешь. Мария называет это везением – со стороны кажется, что это заслуженный плод адской работы на протяжении долгих лет. В любом случае секрет успеха Маши в умной работе и очень реалистичном взгляде на вещи. Она явно не строит иллюзий, решает проблемы и добивается того, что хочет.
«Ты можешь чего-то добиться, развивая себя. Мне нравятся люди, которые интересуются фильмами, книгами и музыкой. Я считаю, что ты должен проявлять любопытство ко всему, что происходит вокруг тебя. Тогда ты сможешь полностью передать характер на сцене. Я всегда пытаюсь представить, что аудитория, перед которой я выступаю, гораздо умнее и осведомленнее меня».
Сегодня Мария Кочеткова настоящая звезда мирового балета, желанный гость на российской сцене, за ее жизнью следят сотни тысяч человек в Instagram и Twitter, о ней пишет Vogue, ее приглашают сниматься в клипах музыканты. Ее история способна вдохновить балетных людей и не только по всему миру, потому что человека определяют его поступки.
После съемок клипа, который призван поставить точку в этой истории, мы с Марией расстались, а я еще долго не могла забыть ту силу духа, которая витала в студии. Когда задумывался этот проект, я неожиданно услышала в подборке iTunes песню «Индиго» в исполнении Даны Соколовой. И мгновенно поняла, что эта песня о Марии Кочетковой, которая не только повернула судьбу в своем направлении, но и сломала все границы, не позволив никому пропускать себя через какие-либо фильтры и условности.
«Каждый раз, когда я танцую в России, меня критикуют за маленький рост. Я не могу изменить свой рост, но я могу танцевать так же значительно, как и другие»