Наконец-то все близится к логическому завершению. Сегодня на Исторической сцене Большого театра состоится генеральный прогон спектакля, которому приписали хэштег #спектаклькоторогонебудет. В то, что «Нуреев» состоится, уже не верил никто, учитывая события июля. Но спектакль будет. Обратного пути уже нет. И, наверное, сейчас показ этого спектакля даже важнее, чем тогда.

У меня было много сомнений и мыслей по поводу сегодняшнего прогона. Стоило ли идти на этот шаг и проходить спектакль, зная, что полноценного выступления у меня не будет, зная, что зритель, ради которого делают спектакли, не увидит «Нуреева» в моем исполнении. Существуют и нерешенные проблемы со здоровьем. Но все это неважно, когда ты проникся душой и сердцем к этому творению настолько, что другого решения быть и не могло. Я решил проходить прогон, потому что этот спектакль создали замечательные люди, которые искренни и чисты в своем отношении к искусству.

С Рейфом Файнсом

Я мечтал сыграть Рудольфа Нуреева в кино. Не получилось. Надеялся, что станцую его в балете. Но и здесь была неувязка. Все же свой прогон я готов пройти. Будут ли спектакли в будущем, не знает никто. Возможно, это единственный шанс выступить в этой роли.

Что нового можно сказать о Нурееве?.. Ничего. Фамилия Нуреева вызывает разные эмоции: для кого-то он потрясающий артист с неповторимой харизмой, отточенной техникой и огненным темпераментом; для кого-то артист, сумевший купить себе остров; для иных – гомосексуалист, который вел беспорядочную сексуальную жизнь и умер от СПИДа; есть и такие, для кого он предатель Родины.

Для меня Нуреев – настоящая личность, человек, сумевший доказать, что и против системы можно действовать. Он показал, что можно идти против течения, против всех и найти свой путь.

Всякий раз, когда западные журналисты задавали ему вопрос о Родине, у него четко была видна грусть и тоска. Мне кажется, Рудольф всегда грустил и скучал по нашей общей родной земле. Он создавал впечатление смелого, дерзкого, решительного человека, но ровно в той же степени он хрупкий внутри. Мне кажется, Нуреев просто прятал далеко от всех свои чувства. Поэтому и друзей настоящих у него не было.

Для меня загадка, как Кириллу, Юре и Илье пришла идея создать подобный спектакль. Слишком неординарно, слишком опасно, слишком эпатажно. Все слишком. И получился не балет совсем. Получился настоящий спектакль о жизни и творчестве великого маэстро Нуреева. Потрясающая режиссура. Музыкальный материал создан с большим вкусом. И, конечно, хореография, где Посохов безумно трепетно поставил каждое движение.

Нуреев – фигура эпатажная, скандальная, даже после своей смерти умудрился остаться верен самому себе, придав спектаклю усиленное внимание со всех сторон. Он оставил после себя еще очень много вопросов без ответов…

Сейчас период, когда выход этого спектакля очень важен. Уже завтра его увидит зритель, а это значит, что искусство живо, и работа, проделанная всеми, а главное работа Кирилла, увидит свет.