Встрече кинокамеры и выдающегося балетного артиста Рудольфа Нуреева уже не только как танцовщика, но и как режиссера предшествовала ситуация, которая произошла во время его турне в Брюсселе в 70-ые гг. Рудольфа сопровождал в то время близкий друг и любовь семи лет Уоллес Поттс, кинематографист и архивариус «The Rudolf Nureyev Foundation». Поттс любил запечатлевать репетиции и классы Нуреева. Просмотрев одну из пленок друга, балетному артисту открылась ценность киносъемки выступлений, которые столь мимолетны и бесконтрольны. Рудольф осознал, что анализ записанных вариаций и спектаклей позволяет улучшить танцевальную технику и владение сценической композицией. Есть возможность останавливать те самые мгновения, проигрывать их в замедленном варианте и замечать все те нюансы в хореографическом мастерстве и балетмейстерском искусстве, которые необходимо еще отработать и огранить. Придя к этой мысли, Нуреев купил в последние дни гастролей 16-мм кинокамеру марки Aeroflex, чтобы Уоллес отныне мог записывать все его выступления. С тех пор Уоллес Поттс и создал огромное количество бесценных источников видеоархива Рудольфа Нуреева.

В своих собственных хореографически срежиссированных балетах Нуреев пытался показать «новое лицо романтики», сексуальность и силу экзотики. Простая фабула, множество турнирных и массовых сцен, волнующих зрителя, делали его балеты похожими на голивудские картины. Нуреев верил, что пленительно экстравагантная хореография могла бы «соблазнить» даже современную публику и заставить ее примириться и принять «чрезвычайную нелепость» историй, которые рассказываются в таких балетах как Золушка, Раймонда, Лебединое озеро и т.д.

 

Фильмы-балеты или «телевизионные балеты» с участием Рудольфа Нуреева (танцовщик, артист, режиссер, сопродюсер):

 

 

«Вечер с Королевским Балетом» (1963)

Фильм был снят в Лондоне. В данной экранизации Рудольф Нуреев исполняет роль Раба в па-де-де из балета Петипа «Корсар». Его партнерша — незабвенная Марго Фонтейн. Па-де-де из «Корсара» причисляют к одному из бравурных номеров Нуреева, кроме того, в нем уже присутствуют элементы лично «нуреевских» хореографического языка и техники.

 

 

Юноша и Смерть (1966)

Хореография Ролана Пети, музыка Иоганна Себастьяна Баха. Рудольф Нуреев – Эрос, Зизи Жанмэр – Танатос.

«Мы втроем, Смерть, молодой человек и я, постановщик, заперлись на съемочной площадке, окруженной зеркалами, с кинокамерами. Оба артиста взялись за работу, стали учить хореографию и искать, как ее исполнить, (…) Репетицию сняли, установили декорации и стали снимать балет хронологически. Пока его гримировали, я держал зеркало перед его лицом, он с хитрой улыбкой спросил меня:«Я хорошо выгляжу на экране?». Я ответил: «Ты фотогеничен, как Мэрилин Монро». Его улыбка превратилась в смех, он был в восторге и готов к съемкам».
(Ролан Пети «Времена, связанные с Нуреевым» (Temps lies avec Noureev. — Grasset, 1998))

На сайте Фонда Рудольфа Нуреева представлен уникальный видеоматериал процесса съемки телевизионной версии балета.

 

 

Дон Кихот (1973)

Фильм Рудольфа Нуреева и Джефри Ансуорта. Хореография Рудольфа Нуреева для Австралийского Балета. Художник: Бэрри Кэй

Работа была признана одним из лучших фильмов-балетов и одной из лучших интерпретаций романа Мигеля де Сервантеса. Так что о данном фильме мы поговорим поподробнее. Тем более, что это как раз и была первая балетная кинолента, в которой сам Рудольф Нуреев принимал чрезмерно активное участие. Он был и Базилем, и режиссером и сопродюсером.

До работы с балетом «Дон Кихот» творческий диалог между Рудольфом и камерой как-то совершенно не складывался. Артисту постоянно что-то не нравилось, что-то не удовлетворяло его запросов, что-то мешало самому танцевальному процессу. Например, во время съемок в Вене балета Лебединое озеро Рудольф был крайне раздражен постоянно маячащей перед ним туда-сюда камерой. «Зачем тут эта камера?», — спросил Нуреев. Кинооператор ответил: «Эта камера для вашего прыжка». На что Рудольф строго среагировал: «Я не хочу, чтобы тут была эта камера, так как мой прыжок должны видеть, а не тот, который вы с помощью камеры создаете». Мудрая мысль, а самое важное — актуальная. Сегодня многие фильмы-балеты страдают именно от того, что из-за чрезмерных «кино- жестов» (спецэффектов) в этих работах растворяется сама суть и виртуозность танца.

В итоге, начиная обдумывать балетную экранизацию романа Сервантеса, Рудольф твердо решил, что будет принимать активное участие с самого начала съемочного процесса и контролировать все: свет, точки съемки, камера спереди, камера со стороны, все. «Дон Кихот» не должен был стать просто телевизионной записью балета, созданной посредством множества камер. Цель была создать полноценный кинофильм с большим бюджетом. Рудольф Нуреев хотел добиться для балетного искусства того же, что уже было сделано для искусства музыкального и киноискусства. Крутили экранизации кинематографического шедевра «Поющие под дождем» и «Вестсайдской истории». Эти легендарные киномюзиклы, снятые соответсвенно в 1952 и 1962 гг., вдохновляли Рудика на создание настоящего кинобалета.

Роберт Хелпманн, содиректор Австралийского балета, компании, с которой Рудольф решил работать над фильмом «Дон Кихот», должен был фигурировать в процессе съемок как сорежиссер Нуреева. Как вспоминала Люсетт Алдоус, которая должна была исполнять роль Китри, Хелпманн «просто грезил тем, чтобы киноверсия балета Дон Кихот была создана именно с танцовщиками его труппы, так как он сам мог бы исполнить роль Дона». Чтобы расширить свою роль в фильме, он написал Рудольфу в октябре 1972 года одно письмо. В нем Хелпманн набросал свои мысли по поводу немого пред-пролога, в котором появлялись бы лишь Дон Кихот и его муза Дульсинея. «Вам следует сделать отсылку и на другие приключения Дон Кихота, чтобы прояснить зрителю представленную сюжетную линию».

Однако у Рудольфа в любом случае не было намерения расширять роль Дон Кихота и делать что-то большее, чем просто короткий выход главного героя, как принято изначально. Более того, сцена на площади (вторая картина первого акта) должна была разворачиваться как можно быстрее, чтобы Нурееву самому не приходилось долго ждать своего выхода в качестве возлюбленного Китри, Базиля.

Хелпманн быстро сдался, хотя это совершенно не соответствовало его характеру. Честно говоря, он был такой же прямолинейный человек и эгоист к тому же, как и Рудик, но в этот период своей жизни он полностью был сконцентрирован на том, чтобы сделать Австралийский билет известным на весь мир. Поскольку Хелпманн прекрасно понимал, что не его, а именно имя Нуреева может с уверенностью принести международный успех их кинопроекту, он и не прекословил.

Рудольф, со своей стороны, осознавал, что именно Хелпманн в состоянии заполучить для их фильма лучшие таланты, которые представляли мир балета и театра. Хелпманн, который в 1940е и 1950е гг. возглавлял Труппу лондонского театра «Олд Вик» (London Old Vic Theatre, сам исполнял там и роль Гамлета, и вместе с Кэтрин Хепбёрн работал в спектакле «Укрощение строптивой»), считался одной из крупнейших звезд своего поколения. Связи Роберта помогли заполучить Джефри Ансуорта (Geoffrey Unsworth) и Питера МакДональда (Peter MacDonald) в качестве операторов — команду, которая ранее создала потрясающие своей визуальной «сочностью» фильмы «Кабаре» (1972, режиссер Боб Фосси, фильм-рекордсмен премии «Оскар») и «Космическая одиссея 2001 года» (1968, режиссер Стэнли Кубрика).

Однако в Дон Кихоте не требовалось создавать сюрреалистические или фантастические сцены. Оба режиссера были единодушны в том, что стиль фильма-балета должен быть «реалистичным, насколько это возможно», с реальными рыночными продавцами из Мельбурна в качестве массовки в первых сценах и т.п.

Рудольф позволил себе практически не тратить время на подготовку фильма, и появился на площадке лишь в воскресенье, в то время как съемочные работы велись уже с понедельника. «Наш режиссер присутствовал на площадке в общей сложности чуть более суток» — заметили в документальном фильме, который создавался, сопровождая этапы основной съемки балета. Согласно Уоллесу, однако, Рудольф вообразил «в своей голове полную картину фильма, как будто тот уже был полностью готов». Как Нуреев сказал британскому режиссеру Линдсей Андерсону в 1974 году в одном из телевизионных интервью, он сам определял «все месторасположения камер. Любая точка съемки, план, кадр, каждая секунда фильма исходит от меня, из меня, нравится Вам это или нет. Это — я». Именно поэтому как один из фильмов не только с Нуреевым-танцором, с Нуреевым-актером, с Нуреевым-кинодеятелем, но и как фильм о Нурееве — мы предлагаем к просмотру фильм-балет «Дон Кихот» (1973).

Большинство танцевальных сцен должны были сниматься посредством одного длинного общего плана, соответственно должна была тщательно выдерживаться классическая композиция. Вместо того, чтобы полагаться на привычное разнообразие съемки средне-общим, крупным и общим планом, операторский кран должен был активно маневрировать при создании кадра, используя все пространство студии — идеи, которые стали причиной небольшого столкновения во взглядах обоих экспертов операторской работы. В то время как отношения Рудольфа с Петером МакДональдом, по словам Уоллеса, складывались через развертывание и результаты «творческих разногласий», то к Джефри Ансуорту Рудольф напротив был особенно почтителен, так как Ансуорт слыл, так сказать, «примером сдержанного консервативного типа личности, к которой он (Рудик) чувствовал особенное уважение».

Съемочные работы должны были быть завершены по прошествию трех недель, и вскоре крайне сжатые сроки вдобавок с экстремальной летней жарой дали о себе знать. Кулисы были построены в неиспользованном самолетном ангаре аэропорта Эссендон, а в зале температура под полуденным солнцем становилась настолько невыносимой, что даже краска на полу таяла. Не было ни гардеробов, ни столовой, а танцоры, которые с семи часов утра сидели внутри помещения, должны были по прошествию 16 или 17 часов быть снова в наилучшей форме.

«Я был удивлен, как обошлось без смертей» — говорил, улыбаясь, Уолесс, который к этому времени взял часть работ на себя. «Это был настоящий хаос — совершенно жуткий страшный сон. До этого я никогда еще не делал целый кинофильм в течение трех недель».
Последующие монтировка и переработка фильма осуществлялись также в сжатые сроки, так как Рудольф должен был принимать участие во второй неделе гастролей Канадского национального балета. И он был решительно настроен увидеть готовый смонтированный фильм до отъезда в Канаду.

Монтаж фильма-балета также проходил под тщательным контролем самого Нуреева. (Ранее у Рудольфа уже случался инцидент с несогласованным монтажом фильма — балет «Спящая красавица». И в тот раз реакция Нуреева была просто взрывной. Как свидетельствует Нигел Гослинг, разозленный Рудик ударил одного из виновников ошибочного монтажа деревянной палкой по пальцам с такой силой, что тот просто взвыл. Вдобавок на работников посыпался шквал ругательств, в том числе и на русском языке, которые просто не для печати.) В этот раз Нуреев позволил австралийскому кино-монтажнику Энтони Бакли работать буквально у Рудольфа дома. Бакли сидел за монтажным столом компании «Moviola» в углу большой спальни артиста балета и монтировал фильм, в то время как Рудольф репетировал. В конце дня или ночами после спектаклей оба еще и вместе работали над резкой фильма. Но надо сказать, что добавленным в отсутствии Нуреева саундтреком к фильму маэстро остался все равно совершенно не доволен.

 

 

«Нуреев и друзья» (2014)

Фильм-концерт.
НеваФильм Emotion совместно с кинокомпанией «Свой почерк».

Кинематографически снятый мини-фестиваль, посвященный звезде мировой балетной сцены, Рудольфу Нурееву. Именитые артисты балета и современного танца рассказывают словами и своими собственными телами о трех ипостасях творческой жизни Маэстро: его танце, его хореографии, его художественном руководстве балетом Парижской оперы.

Прекрасные номера классического и неоклассического балета, современные танцевальные постановки Нуреева разных годов, архивные материалы — вот что представляет концерт-трибьют «Нуреев и друзья».

 

 

Документальные киноленты:

 

«Я — танцор» (1973, «Je suis danceur»)

Фильм Пьера Журдана (Pierre Jourdan).

«Это достаточно сложно…быть танцором…понимаешь? Необходимы полная самоотдача и страсть. Вот что может помочь новичку стать профессионалом в танце. Все то время, что ты танцуешь, действие из вне должно распространяться через кровь по всему твоему телу».

В киноленте «Я — танцор» скомбинированы документальные кадры жизни Рудольфа Нуреева. Класс, рутинная чистка хореографических элементов у балетного станка и комбинаций на середине, время прислушаться к своему телу и заставить каждый мускул, каждый нерв работать на тебя, дышать и замирать одновременно. Репетиции вариаций под ноты фортепьяно. Перевоплощение классической азбуки танца в настоящий язык тела, оформляющий образы и эмоции. Концентрация за кулисами и полное погружение в сценическую жизнь на балетной сцене. Освоение пластического вокабуляра современного американского балетмейстера Глена Тетли и осознание тех отношений, которые выстраиваются в процессе работы между хореографами и танцорами.

В фильме представлены и гениальные партнерши Рудольфа Нуреева: итальянская балерина Карла Фраччи («Сильфида»), прима-балерина лондонского Королевского балета и постоянная партнерша

Нуреева после его «бегства» из СССР Марго Фонтейн («Маргарита и Арман»), Динн Бергсма («Фигуры на полях»).

Сам Рудольф Нуреев был не очень доволен данной кинолентой, которая создавалась всего лишь в течение четырех недель в Париже и в Англии. Из всех кадров фильма лишь несколько он назвал «терпимыми». На премьере Нуреев отказался присутствовать, так как его личное желание заключалось попросту в уничтожении данной работы. Но зритель с ним совершенно не согласился, фильм ожидали аншлаг за аншлагом, а в 1975 году «Я — танцор» был номинирован жюри Golden Globe как лучший документальный фильм.

 

 

«Рудольф Нуреев» («Rudolf Nureyev», 1991)

Знаменитый документальный фильм английского режиссёра Патриции Фой (Patricia Foy).
Патриция Фой была знакома с Нуреевым еще до того, как он стал мировой звездой, и создала наиболее полную прижизненную биографию великого танцовщика.
В киноленте помимо того, что артист сам рассказывает о своей жизни, делятся историями известные сценические партнерши Рудольфа (М. Фонтейн), его наставники (Нинет де Валуа), другие балетмейстеры (Р. Пети) и артисты балета (С. Гиллем, Н. Дудинская), сестра Резеда, а также первый учитель танца (101-летняя Анна Удальцова).
Включены выдержки следующих хореографических спектаклей: «Корсар», «Спящая красавица», «Баядерка», «Пахита», «Маргарита и Арман», «Золушка», «Щелкунчик» и «Лунный Пьеро» (Pierrot Lunaire) на муз. Шёнберга.
Съемки фильма проводились и в Уфе, родном городе Нуреева. Патриция Фой посетила семью и друзей знаменитого танцовщика, а также скромный деревянный дом детства Рудольфа.

В интервью журналистке Los Angeles Times Сюзанне Кинг Патриция Фой рассказала, что Нуреев очень подозрительно относился ко всем идеям, связанным с созданием биографического фильма о нем. В связи с этим Фой написала ему письмо, в котором сказала, что снимает программу о Марго Фонтейн и хотела бы, чтобы он появился в ней. В самом конце послания Фой уточнила, что была бы очень рада создать фильм и о самом Нурееве. Рудольф никогда не писал письма сам, но отправил сообщение через своего агента: «Если Марго появится в моем фильме, то я появлюсь в ее».

Надо сказать, что во время съемок данного фильма Рудольф Нуреев был уже болен, но об этом знали единицы, только самые близкие. Отважный мятежник до самого конца, даже перед лицом смерти.

«Помню, перед выступлением я всегда ставил пластинку Баха» — сильная личность слышит близкий дух.

 

 

«Рудольф Нуреев. Мятежный демон» (2012)

Документальный фильм Татьяны Маловой

Ведущий: Андрис Лиепа
Продюсерами фильма являются Альфия Чеботарева (Россия, кинокомпания «Свой почерк»), Нил Маккартни (Великобритани) и Антуан де Клермон Тоннер (Франция).

Рабочим материалом киноленты служили более 50 часов интервью с друзьями и коллегами Рудольфа Нуреева. Своими впечатлениями о нем делятся звезды российского и мирового балета: Алла Осипенко, Жанна Аюпова, Ноэлла Понтуа, Жан Гизерикс; директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр, художественный руководитель балета Национальной оперы Бордо Шарль Жюд, автор биографической книги о Р. Нурееве Ариан Дольфюс, балетные критики — Жерар Маннони, Нина Жиленко, Виктор Игнатов, режиссер Роман Виктюк, подруга юности Тамара Закржевская и многие другие его друзья, партнерши, ученики.

В данном кино нет смакования подробностей скандальной личной жизни Нуреева, которой отличаются западные фильмы о нем, все сосредоточенно на личности выдающегося человека и гениального танцовщика. Путь из бедной уфимской семьи, мысленное бегство из глубинки через наблюдение с холма за уходящими в культурную столицу России поездами, «бегство» реальное при вынужденном запросе политического убежища во Франции и стремительный прыжок к главным балетным площадкам мира — притягательная и яркая история многогранного человека.

 

 

Рудольф Нуреев: Танец к свободе (BBC TWO Rudolf Nureyev — Dance To Freedom, 2015)

Режиссер: Ричард Керсон Смит
В роли Рудольфа Нуреева: премьер Большого балета Артем Овчаренко
Фильм-номинант премии Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA в категории «телевидение» как «лучшая специализированная документальная передача» («Specialist Factual») 2016 г. и номинант Prix Italia for TV – Performing Arts 2016.

Фильм Ричарда Смита рассказывает нам не столько о Рудольфе Нурееве как непревзойденном танцовщике, и не столько о самом хореографическом мастерстве и становлении нуреевской танцевальной техники, сколько о советском неординарном балетном артисте Государственного театра им. Кирова (нынче Мариинский театр), который поехал с труппой в рамках гастролей во Францию и остался там, подхваченный воздухом свободы и осознанием того пространства, в котором может развернуться его творческий гений. Надо сказать, что не без художественного кинематографического накала лента также ведет зрителя по пути столкновений искусства, пропаганды, идеологии и политики в 60е гг. XX века, периода Холодной войны, отчасти персонализируя каждую из названных сфер. Кульминацией же фильма становится тот самый нуреевский судьбоносный «прыжок», исполнитель которого при приземлении стал живой легендой мирового балета.

Перед нами разворачиваются события 4х месяцев жизни Рудольфа Нуреева, заканчивающиеся сценой в парижском аэропорту Ле Бурже 16 июня 1961 года, когда советский артист одним своим решением приобрел статус «невозвращенца».
Фильм наполовину документальный, наполовину игровой, что делает его особенно приятным для просмотра. Художественная реконструкция некоторых сцен жизни Нуреева, доля архивной кинохроники и интервьюированные гости (Pierre Lacotte, Ghislaine Thesmar, Тамара Закржевская, Алла Осипенко и др.), непосредственные свидетели и участники этой разворачивающейся в реальности истории — все эти приемы кинематографа способствуют раскрытию в данном фильме того бэкграунда, всех тех предпосылок и импульсов, которые в итоге и привели к исполнению молодым респектабельным танцовщиком «танца к свободе», бегства из СССР на Запад.

Раскрывать интересные факты, фигурирующие в ленте Ричарда Смита не хотелось бы, дабы любопытство подтолкнуло вас, наших читателей, самостоятельно ознакомиться с этим фильмом.

Но определенные детали все-таки несколькими предложениями обрисуем. Сразу надо сказать, что документальные фильмы, представленные выше, имеют более выгодное визуальное наполнение, ибо большая часть в них — это непосредственная кинохроника, которая просто будоражит и захватывает своей экспрессией. Ведь перед нами настоящий Нуреев, его прыжок, его невероятные вращения, его четкие остановки, позы, красноречие жесты, энергия и одержимость. Однако кино BBC показывает таких прекрасных современных артистов балета, исполняющих роли молодого Нуреева, Аллы Осипенко, Натальи Дудинской и др., которые своими собственными телами представляют нам свидетельства той сильнейшей российской классической балетной школы, которая и сегодня покоряет сердца. И ведь эти танцовщики: премьеры Большого театра, солисты Михайловского театра, — они росли и развивались как артисты, вдохновляясь гением Рудольфа Нуреева.

Достоинством данного фильма является и то, что достаточно подробно раскрывается роль Клары Сент, той молодой богатой представительницы гламурного бомонда, которая привела к Рудику в самый судьбоносный момент в аэропорту 16 июня 1961 года французских жандармов, чтобы советский молодой артист смог совершить непосредственное обращение с просьбой об убежище. Саму Клару Сент, к сожалению, зритель не увидит, но вот ее закадровый голос услышит, так как француженка давала аудио-интервью создателям киноленты.

Самым интригующим в фильме становится поднятие вопроса, а является ли побег Нуреева всего лишь поворотным моментом в его личной карьере, или может данный акт был одним из ключевых событий в мировой истории, как таковой. Не является ли Нуреев одной из важнейших «добыч» Запада в ходе Холодной войны? Обязательно ознакомьтесь с кинематографически умной, приятной и обладающей чертами исследовательского кино работой Ричарда Персона Смита.

 

Художественные фильмы:

Валентино (1977)

Фильм Кена Рассела.
Актерская, игровая роль балетного артиста с танцевальными па неимоверной экспрессии и неги. Рудольф Нуреев перевоплотился в Рудольфо Валентино, легендарного актера немого кино, символа мужской красоты.
Кинолента воспринимается немного дисгармоничной, так как в ней присутствуют повышенная подвижность, активная жестикуляция и гиперболизированная мимика немого кино при эмоциональных озвученных диалогах. Но эта дисгармония не отталкивает, а даже притягивает. Кроме того, зная историю жизни Рудика-балетного танцора, начинаешь искать некие отсылки, аллюзии в фильме и биографии Рудика-актера. Порой находишь.

Хотя фильм получил признание зрителей, критики не слишком высоко оценили игру Нуреева. Возможно это объяснялось тем, что Нуреев, привыкший контактировать взглядами и дыханием с публикой в зале, не мог заставить себя играть с тем же накалом эмоций в студии, перед «мертвой» камерой.
Есть в фильме и сцена, в которой Валентино встречается с другим гением балета Вацлавом Нижинским, прибывшим на гастроли в Америку. Языковой барьер разделяет двух артистов. Но оба владели языком пластическим. Рудольфо ставит граммофонную пластинку и приглашает Вацлава на танец. Танго становится источником взаимопонимания, танец — как совершенно открытый диалог. И в этом разговоре Нуреев бесспорно силен как на театральной сцене, так и в объективе той самой «бездушной» камеры.

 

 

На виду (1983, Exposed)

Криминальная драма Джеймса Тобэка.
В данном фильме Рудольф Нуреев перевоплощается в загадочного парня Даниэля Джелина, одновременно скрипача и секретного агента. Он досаждает своим вниманием главную героиню фильма, фотомодель Элизабет (роль исполняет Настасья Кински), преследуя ее.
Сильное впечатление кинолента, к сожалению, не производит. Одноразовый фильм, но с красивыми актерами, зажигательной музыкой, американской модой 80-ых и нарядами Ив Сен-Лорана.
Самого Нуреева и его загадочное «Тик-так» зритель встретит на 36й минуте фильма.

Автор Дарья Горбацевич