1890 год

Два дня поездом стоило бы того редкого петербургского приветствия. Редкого, потому как несказанно солнечного. Студенту хореографического училища, мне сразу пришлось бы взять извозчика. Петербург своей пестрой людностью решительно оправдывал звание града стольного . Даже толчея и ожидаемая задержка на Сенной площади из-за опрокинутой телеги посреди проезда, не отняли бы хорошего настроения. Да и общая веселость моя будто сама собой несла бы окрылённое бренное тело быстрее и быстрее в Императорский Мариинский театр на премьеру балета «Спящая красавица».
Говорят, сам министр имел к балету замысел. Маэстро Чайковский правил музыкой. Ну а танцы сочинительствовал тот талантливый француз Петипа.

 

2018 год

Два часа в самолёте учил хореографию. Конечно, эта хореография впитана с молоком. Но, как говорится, не в ногах. Благо на борту был интернет, а у меня мой верный друг iPad. А его верный соратник iPhone помог мне с Uber после приземления. Будапешт неприятно удивляет наличием пробок. С одной стороны — шанс проверить все детали по музыке ещё раз, с другой — не хочется опоздать на репетицию. Времени и так немного, чтобы собрать воедино такой большой спектакль как « Спящая красавица» Петипа.

Два века Петипа. От века железной дороги до космической эпохи. А Петипа неизменен. Сказать более — не подлежит изменению! Шекспир не подлежит тоже. Никто и не додумается современным слэнгом в текст насорить. И Мона Лиза в GUCCI и 3D неплохо так выглядит.

В чем секрет Мастера? В простоте, видимо. Я не буду учить молодых хореографов. Сам себе отдаю отчёт, что такого таланта за собой не наблюдаю и поэтому и близко не пихаюсь…. Но даже мне понятно, что люди, как правило, двигаются в ритме и характере музыки. Все называют это танцем. То есть телодвижения, навеянные музыкой. Не надо изобретать велосипед. Не надо драматично и  активно размазывать какахи по сцене под музыку Чайковского,  только, чтобы быть новым оригинальным хореографом, сказать «своё слово». Нет такого у Чайковского! И не быть вам хореографами.

В музыке есть все подсказки. Петипа умел «видеть» их ясно и четко. Видимо поэтому он так просто  и НАВСЕГДА первым «станцевал» нам (имею в виду все человечество) серьёзную симфоническую музыку. Кстати, того самого Петра Ильича.

Ради эксперимента. Балетники, к вам обращаюсь! Часто ловим себя на мысли, что когда хотим вспомнить какую-то мелодию, начинаем вспоминать движения из вариации или адажио, и мелодия сама приходит. А замечали, что чаще всего это работает с хореографией Петипа? Вот вам гениальность.

А замечали, что быстрее всего учится текст именно его балетов? Потому как тело само хочет именно так себя повести под данную музыку. Помните, сколько вечно ругани в балетных залах? Когда разучиваем «чью-то там версию хореографии М. Петипа»? Тело прямо само сражается за старый добрый петипушный вариант. А ты чертыхаешься, спрашивая : «Зачем надо было переделывать, если старое намного лучше? Только ноги себе ломаешь!»

И правда ж лучше. Там же нет ничего лишнего. Этот арабеск в акте теней «Баядерки». На одном элементе выстроить один из образчиков мирового балетного наследия. Гениально! Таких примеров не счесть.

Слышал как-то, что самая исполняемая музыка на нашей планете это Моцарт и Чайковский. Beyoncé c Madonna отбирают друг у дружки зажигалку, чтобы нервно покурить. Я готов спорить, что самый исполняемый хореограф — это Петипа. Кстати, Чайковский своим top-chart ему во многом обязан!

Вот, дорогие друзья хореографы, полагаю, что легче создать что-то по-настоящему своё, а не браться за переделки Петипа. Сомневаюсь, что  получится «переплюнуть» любимчика миллионов в его собственных работах.

 

Борис Мясников