Как единственная в мире двукратная Олимпийская чемпионка в индивидуальном многоборье не смогла расстаться с художественной гимнастикой?

Читайте эксклюзивное интервью Евгении Канаевой.Автор: Ангелина Кривова

Фото: Алиса Асланова

Евгения, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в художественную гимнастику?

У меня бабушка была большой фанаткой художественной гимнастики и фигурного катания, а мама занималась этими видами спорта. На гимнастику меня привела бабушка, хотя мама была против.  У нее не было данных, были очень тугие связки, но при этом она была очень трудолюбивая и координированная, и ей удалось стать Мастером спорта. Маме казалось, что у меня не получится: я вроде была миниатюрная, но у меня были пухлые щечки, и я была очень косолапая. Многие знакомые смеялись: «Вы на гимнастику, вы точно уверены?» – а бабушка всегда говорила: «Мы ножки подправить, и вид спорта красивый». В спортивной школе, где работали Вера Ефремовна Штельбаумс и Елена Николаена Арайс, меня определили в слабую группу, потому что я пришла позже своего возраста. Однажды бабушка случайно привела меня на утреннюю тренировку, и Вера Ефремовна сказала: «Что это вы утром пришли? У вашей группы тренировка вечером». Бабушка разнервничалась: «Ну раз не пускаете нас утром, мы вообще больше не придем!» – Вера Ефремовна сказала: «Ну, ладно, идите». Да, бабушка у меня с характером! После этой тренировки Вера Ефремовна подошла к бабушке и сказала: «Давайте, вы еще утром придете». Так Вера Ефремовна и оставила меня в сильнейшей группе, которую она тренировала.

Почему Вера Ефремовна обратила на вас внимание?

Вера Ефремовна не сразу меня тренировала, она взяла меня в группу, но потом часто уезжала с Ирой Чащиной. Она всегда за мной следила, переживала за меня, пожалуй, она такой тренер, для которого главный талант – трудолюбие. У спортсмена могут быть какие-то недостатки, но их можно исправить, если есть трудолюбие. Вот она всегда на это обращала внимание. Были девочки фактурные, с хорошими физическими данными, а, как правило, получается у тех, кто прежде всего трудолюбивый. Многие говорили, что из меня может ничего не получиться, но она во мне видела трудоголика, а я не обижалась и научилась спокойно воспринимать критику.

Платье: Maisonesve

Вам сразу понравился рабочий процесс в зале и, вообще, гимнастика?

В 7-8 лет мне принесли кассету с выступлениями гимнасток, мне так запомнилась Яна Батыршина! Я даже не заметила, какое место она заняла, но на меня колоссальное впечатление произвело ее упражнение с мячом под музыку из балета «Шахерезада». Она тогда еще делала очень сложный элемент «затяжка-заднее», который потом назвали элементом Утяшевой, хотя первым его сделала именно Батыршина. Яна меня очень вдохновила, я пошла на диван учить этот элемент, потому что боялась упасть, не понимала, как его делать. Позднее моим примером, конечно, была Ира Чащина. Мне повезло, ведь она периодически тренировалась с нами на площадке, когда со сборов приезжала. Я заражалась художественной гимнастикой каждый день, специально оставалась, чтобы посмотреть на других гимнасток. Конечно, все это было с подачи бабушки. А мама всегда говорила: «Если ты чем-то занимаешься, то делай это осознанно и с полной отдачей; трудись честно, не думая – получится или нет».

Когда встал вопрос о том, что нужно заниматься спортом высших достижений?

Когда мне было 10-11 лет, Вера Ефремовна брала меня с собой в Новогорск, где работала с Ирой Чащиной, а потом меня пригласили в юниорскую сборную. Но этого заранее никто не может предугадать! Я сейчас вижу, как многие родители приходят и говорят: «Моя дочь будет звездой». В принципе, даже грамотные тренеры не могут сказать, что ждет гимнастку впереди. Например, можно отметить, что у девочки есть фактура, хотя фактура во время переходного возраста может поменяться. Все очень-очень индивидуально. В моем случае переход в спорт высших достижений произошел за счет моего дикого желания, которое сформировалось в омской школе, где все было очень строго – заняла место – хорошо, но завтра нужно опять сначала работать. Не было такого акцента, что ты лучше других. Тренируется 30-40 человек на площадке, и ты такая же как все, не важно, что ты поехала на соревнования, важно только трудиться. Нас в Омске никогда не выделяли, наоборот, могли и поругать, и пожурить, но все это, конечно, было по делу. Именно в омской школе никогда не хвалят, потому что дети реагируют по-разному, когда их начинают в маленьком возрасте возносить, некоторые становятся о себе высокого мнения и перестают слушать тренеров, а если перестаешь слушать тренера, то результат упадет молниеносно, какой бы ты талантливой при этом не была. Конечно, идеально, если мама или тренер могут объяснить это ребенку.

В чем еще отличия омской школы?

В Омске художественная гимнастика, пожалуй, самый популярный вид спорта. В омской школе физически очень сильные дети, они обладают прекрасной базой, которая выработана поколениями великих тренеров: Галиной Павловной Горенковой, Верой Ефремовной Штельбаумс и другими. Сейчас все это передается молодым тренерам.

Платье: Alena Akhmadullina; Украшения: Pearl of my eyes

Что было самым сложным, когда вы попали в сборную команду России?

    Сначала тяжело пробиться и заработать себе имя. Гимнастке в сборной сложно преодолевать себя, находить мотивацию, не обращать внимание, когда возникают неприятные ситуации, когда идет соперничество. Для меня важнее такая система – всегда оставаться человеком, никогда не обсуждать соперника и учиться у него. Нужно относиться ко всему очень холодно, не реагировать и просто слушать своего тренера. У нас субъективный вид спорта, но рано или поздно все встает на свои места. Независимо ни от чего! Кто заслуживает – тот и становится чемпионом.

Смогли бы вы справиться со всеми трудностями в Новогорске, если бы там не было личного тренера – Веры Ефремовны?

Этого не произошло, поэтому об этом никак нельзя говорить. Я себя от Веры Ефремовны отделять не могу. Я безмерно счастлива, что попала к ней в руки, что она прошла со мной весь этот сложный путь, и я всегда буду благодарна своему тренеру. И счастлива, что попала в Новогорск в эпоху Ирины Александровны Винер, потому что у каждого тренера свое видение, оно иногда может не совпадать, но у Ирины Александровны главный плюс в том, что она находит общий язык со всеми. А это очень сложно, потому что у каждого свои амбиции, каждый хочет нравиться главному тренеру. И, слава Богу, есть выработанная система – у нас все друг к другу прислушиваются. Все получилось, как получилось, и дало свой результат. Каждый, кто был рядом, внес свой вклад в эти победы.

У вас с детства был характер или спорт его воспитал?

Спорт воспитал, коллектив воспитал, потому что в коллективе тоже были разные ситуации. Все же люди разные. Для меня самое страшное – это какие-либо конфликты. Я не люблю конфликты, для меня можно все миром решить. Бывали сложности только в этом. Я закалялась постепенно, холоднее ко всему относилась, уходила от таких ситуаций. В рабочем плане преодолевала себя постоянно, тренер говорила: «Устала? Надо сейчас еще доработать! На усталости самая лучшая работа!». И я себя преодолевала и делала еще, хотя я не была выносливая. Мне в детстве врачи говорили, что у меня мышечная слабость, потом я смогла наработать выносливость.

А выигрывать сложно?

Я скажу так, когда я думала о победе – я всегда проигрывала. После неудачи я винила себя: что не доработала, что неправильно подошла к старту. Я с детства запрещала себе делать ошибки даже на тренировках, ставила цель  – начинать соревнования уже на тренировках. Я всегда думала, что все остальные лучше меня, и это помогало мне выигрывать. Когда со мной выступали Оля Капранова и Вера Сесина, мне казалось, что я никогда до них не дотянусь, потому что у них прекрасные данные, они очень красивые. Потом я отмечала, что Даша Кондакова мощная, динамичная с удивительными поворотами. Я восхищена ей, потому что она уникальная гимнастка. У Даши Дмитриевой была неимоверной красоты пластика. Мне повезло, что я выступала с такими девочками. Я себя не считала какой-то особенной. В моей карьере как-то все совпало: совпало трудолюбие моего тренера, доверие Ирины Александровны,  ведь она мне доверила выступать на первой Олимпиаде, хотя Оля Капранова и Вера Сесина четыре года шли к этим соревнованиям.

Фанатизм в спорте – это хорошо или плохо?

Я была фанатичной. Но, конечно, я прислушивалась к советам тренеров. Иногда, когда они говорили – «Хватит», то я назло делала еще, да, и такое бывало. Я абсолютно не идеальная, хоть и говорят, что я трудолюбивая и сама себя сделала. Нет. Со мной столько занимались! Я обычный человек, рабочий материал. Просто я любила свое дело. На самом деле мне повезло с родителями и с тренерами. Но, наверное, важно все это ценить. Успех состоит из маленьких действий и моментов.

Платье: Maisonesve; Украшения: Meadowlark ( Poison Drop) 

Расскажите, пожалуйста, каково это – попасть на Олимпиаду?

В 2006-2007 году Вера Ефремовна хотела поставить меня в групповое упражнение, потому что было большое соперничество в личной программе. Вера Ефремовна продумывала все варианты, чтобы я выступала на всех стартах. Я отказывалась от группового, и не потому, что я его не люблю, а потому, что я очень хотела выступать именно в личном, и очень в это верила.

2007 год был очень сложный, особенно, когда я отбиралась с Алиной Кабаевой, Верой Сесиной и Олей Капрановой на Чемпионат Европы. У нас с Олей были равные шансы по выигрышам стартов: два выиграла я, два – она, при этом Оля уже была с титулом Чемпионки Мира. Ирина Александровна приняла решение, что выступают Алина, Вера и Оля. Алина, конечно, была вне конкуренции, но за два дня до Чемпионата Европы у Алины случается травма. Я была в Италии, мой соревновательный сезон закончился, а новый должен был начаться с осени. Я помню, мне разрешили не тренироваться, есть пиццу и отдыхать. А я так разозлилась и пошла тренироваться в полную силу. Бывает же у ребенка, когда он делает все наоборот. И потом звонят Вере Ефремовне и говорят, что, скорее всего, я буду выступать. По идее, Ирина Александровна могла дать возможность Вере и Оле выступать с четырьмя видами, но Ирина Александровна доверила выступать и мне. Я всегда мечтала выступать на всех главных стартах. Я любила и тренироваться, и выступать, я была голодная до всего. 

С каким видом я буду выступать, решалось за два дня до отъезда. В итоге, все окончательно было решено только на опробовании площадки. После того как я выиграла Чемпионат Европы, мне сказали: «Все! Теперь ты готовишься на Чемпионат Мира, отбираешься на Олимпиаду!» 

На Чемпионате Мира я выступала только с одним видом – лентой. Соревнования были тяжелые, но у меня уже была натренирована выносливость, и когда я выходила выступать, то и страха уже даже не было. У меня не было потерь, но я сделала шаг на повороте. Была дико недовольна собой, и потом Ирина Александровна сказала в интервью, что в Олимпийскую сборную входят по результатам Чемпионата Мира — Вера и Оля. Я прочитала это интервью и думаю: «Ну все, на мне крест поставили». У спортсменов такое часто бывает, каждый же хочет быть особенным.

В 2008 году я ни на что не надеялась, думала – как будет, так и будет. Я не считала ни в коем случае, что я лучше Веры и Оли, просто как любой человек и спортсмен, очень хотела поехать на Олимпиаду.

Вы помните свои впечатления, когда оказались уже в Пекине на Олимпиаде?

Я не могла поверить, что нахожусь на Олимпиаде. Помню, сидим мы с Верой Ефремовной, и я ей говорю: «Неужели мы на Олимпиаде!» В квалификации на первом же предмете я потеряла скакалку. У меня был такой шок! Мне Вера Ефремовна сказала: «Главное в финал попасть, в десятку». А я сижу и думаю: «Боже мой! Мама смотрит, Вера Сесина, которая должна была выступать на Олимпиаде и которая могла выступить лучше меня, тоже смотрит, а мне говорят про десятку». Я потом просто делала все на автомате, потому что была паника, внутри мысли носились различные, я вспомнила обо всех, подумала, что на меня положились. Было слишком много эмоций, но потом я успокоилась. 

Вы следили за результатами Ольги Капрановой на этих соревнованиях?

Я ни с кем никогда не соперничала, у меня был задача сделать то, что отработала и все. Но во время многоборья очень переживала за Олю Капранову. Мы встретились с ней, когда она потеряла булавы, я не знала, как она выступила, но она зашла белого цвета, была такая бледная! Это, конечно, страшно! Человек, который всю жизнь идет и готовится к Олимпиаде, к своей мечте – пережить это очень сложно. Но, наверное, Бог дает испытания не просто так. Помню, за Олю было так больно. Просто по-человечески было очень жалко. Потом я не поехала в русский дом, осталась с Олей, она очень переживала, в такие моменты кажется, что вся жизнь рухнула. Она – молодец, смогла подняться и выступила на следующий год на Чемпионате Мира.

Как вы нашли стимул готовиться к следующей Олимпиаде, уже выиграв одну Олимпиаду: все начинать заново, новые четыре года, полных лишений, ежедневных тренировок и преодолений?

Ко второй Олимпиаде идти было еще сложнее. Менялось тело, я иначе чувствовала себя на площадке в течение последующих четырех лет. В 2009 году у меня не было сил – подкашивались ноги. Со мной уже выступали молодые звездочки Даша Кондакова и Даша Дмитриева. Молодежь толкала, и мне помогала эта мотивация.

В 2010 году на Чемпионате Мира было тяжело, я не попала в один вид – ленту. Сложно было моему тренеру, Вере Ефремовне, потому что морально она привыкла на меня надеяться, что я стабильна, что я хорошо тренируюсь и выступаю. Ей казалось, что все – это начало конца. В нашем виде спорта есть такая особенность: если ты чуть расслабишься, то тебя тут же заменят, так как скамейка запасных очень большая. Это спорт, и побеждает сильнейший. Очень легко потерять свое имя. Не хочешь упускать свое место – нервы в кулак и работай! 

Более того, я понимала, что за столько лет поднадоела, и мы вместе с Верой Ефремовной, Ириной Борисовной Зеновкой и Ириной Александровной искали что-то новое. Мы придумывали новые фишки. Эти сложности закаляют, у любого спортсмена за спиной много трудностей, разных ситуаций, просто не многие об этом говорят, а все видят красивую картинку. На самом деле, очень сложно преодолевать, идти дальше, бывает, руки опускаются, и ты не можешь вообще с кровати встать. 

В 2011 году начались проблемы с весом. Я помню мы очень много тренировались, но Вера Ефремовна говорила, что мы меньше всех тренируемся: «Мы мало работаем, Женя! Надо больше работать! Надо еще проверить!» Вера Ефремовна работала нон-стоп, даже Ирина Александровна иногда останавливала нас. 

Несмотря на проблемы с весом, у меня было очень много сил, я делала четыре вида утром, и четыре вида вечером. Мне все это было в радость. Вообще, последние два года я наслаждалась работой, повзрослела внутренне и физически, у меня окреп организм.

Что вы запомнили на второй Олимпиаде?

На второй Олимпиаде я в первый день в квалификации опять потеряла предмет. Вера Ефремовна сидела расстроенная, я ее успокаивала и говорила: «Зато как мы тренировались! Какой чудесный сбор у нас был!» К этой Олимпиаде я шла осознано, все понимала. Последний вид, ленту, я делала прощаясь. Помню, как в конце подняла руку всем помахать и дала всем понять, что это мой последний выход. Я говорила всем «До свидания!». Я знала об этом заранее, но Вере Ефремовне было очень тяжело это принять, потому что мы очень-очень сильно привыкли друг к другу.

Что самое главное нужно не потерять спортсмену, который идет к Олимпиаде?

Веру! Может никто не верить, а ты должен верить в себя, в свою цель, в свою мечту, в своего тренера. Идти несмотря ни на что. И самое главное – это труд, без него ничего не будет!

Вы с Верой Ефремовной работали сначала над техникой, а потом над артистизмом, или наоборот?

Сначала она давала мне больше физики, очень много работала над моими стопами, ставила технику. Когда я уже была готова, мы начинали работать над выразительностью.

Как сформировался ваш стиль движения?

Я была достаточно закомплексованная по жизни, мне казалось, что я хуже всех, у меня все не так, и все плохо. Во взрослом возрасте я начала сама что-то добавлять, наверное, перестала стесняться. Хореограф Ирина Борисовна Зеновка нашла какие-то ключики ко мне, Вера Ефремовна поставила всю технику, потому что если не имеешь базы, то не можешь ни на что новое и интересное решиться. И, конечно, Ирина Александровна помогала, работала со мной над эмоциями.

Я вообще по натуре эстет. Мне нравится смотреть и балет, и танцы, а потом все это анализировать. Я даже сейчас, работая тренером, стараюсь все это показать детям и применить на них. Мне не нравится упражнение, которое состоит только из набора элементов. Я бы хотела сделать так, чтобы у каждой девочки был свой стиль, особенно в личной программе.

Платье: ЛиЛу; Украшения: Natia x Lako ( Poison Drop)

Почему вы решили стать тренером?

Мне кажется, что я с самого начала хотела стать тренером. Мне всегда Вера Ефремовна говорила, что у меня хорошие задатки для тренера, и, более того, она меня «заразила». И вообще у меня никогда не было чувства, которе возникает у многих – закончу спорт и больше никогда в зал не войду. Может быть, потому что у меня все как-то позитивно было в карьере, хоть и непросто.

Каких гимнасток вы сейчас тренируете?

Юниорок.

Что самое сложное в работе с юниорками?

Юниорок сейчас необходимо готовить так, чтобы у них была хорошая база, чтобы они были готовы к любым нагрузкам. Потому что пока они маленькие, им можно многое дать, когда они начнут расти и меняться, то появятся другие проблемы. У них начинает меняться характер, пубертат, им кажется, что к ним придираются, что им дают очень большую нагрузку, хотя это не так, ведь каждый тренер хочет, чтобы гимнастка как можно дольше пробыла в спорте. Над всем этим нужно очень много и кропотливо работать! И не всегда хорошая юниорка может стать хорошей сеньоркой, это, можно сказать, редкость.

В тренировочном зале гимнастка для вас, в первую очередь, спортсменка или человек?

Человек. Для меня это важно, и я не хочу это менять. Мы все, прежде всего, люди, но тем не менее, работая в сборной, я обязана хорошо работать и показывать результат. Конечно, не хочется совершать ошибки и не хочется, чтобы дети их совершали. Но, честно говоря, дети учатся только на своих ошибках. Поэтому, когда мы слишком оберегаем ребенка, нам только кажется, что мы полностью его защитили. На самом деле, ребенок все равно получит то, что должен испытать.

Чему самому главному вы учите своих гимнасток?

Любить свое дело, своих родных и всех, кто их окружает. Быть преданным. Ни на что и ни на кого не обижаться, потому что жизнь у нас и так короткая. Относиться к тому, что им дано, как к дару, потому что им, действительно, повезло заниматься самым красивым видом спорта. Они танцуют, они поют своим телом. Я очень хочу, чтобы они любили художественную гимнастику так же, как и я.

И последний вопрос, который я задаю всем: художественная гимнастика – это спорт или искусство?

Художественная гимнастика – это вид спорта, который не может быть отделен от искусства и существовать без него.

Стилист: Диана Клочко

Ассистент стилиста: Анна Игнатова

MUAH: Ольга Биль