Есть удивительные женщины, которые вдохновляют. На них хочется равняться, с них хочется брать пример. Наша сегодняшняя героиня не нуждается в представлении. Народная артистка России, талантливая балерина, представительница выдающейся творческой династии, многогранная личность. В беседе с La Personne Илзе Лиепа поделилась воспоминаниями об отце – Марисе Лиепе. Рассказала о своей работе с Роланом Пети, о литературном творчестве и Благотворительном фонде. А также, поведала нам о новых интересных проектах, ребрендинге Русской Национальной Балетной Школы и приоткрыла секрет того, как все успевать, сохраняя при этом женственность и внутреннюю гармонию.

Интервью: Екатерина Борновицкая

Фото: Алиса Асланова

27 июля был день рождения Мариса Лиепы. Как вы провели этот особенный день? И как из года в год трансформируются ваши воспоминания об отце и ваше восприятие его личности? 

Мы вчера собрались узким кругом близких людей, сидели за круглым столом в квартире на Брюсовом переулке, которую очень любил Марис. Теперь на этом доме его мемориальная доска. И мне хотелось поделиться с друзьями: как это удивительно – отца нет уже столько времени (его не стало в 1989 году), а у нас с братом абсолютное ощущение его присутствия в нашей жизни. Возможно, со стороны может показаться, что это ощущение отца экзальтированно – и у меня, и у моего брата. Но поверьте, это настолько глубоко, сердечно и очень живо! Его личность и наши отношения с ним до сих пор являются для нас бесконечным морем вдохновения. Его образ и это абсолютно живое чувство, что общение с ним не прерывается, что наши отношения развиваются через время, очищаются от каких-то житейских бытовых вещей… Может быть, именно поэтому многое из того, что я когда-то написала, связано с отцом. И не случайно именно мне он сказал когда-то: «Напиши обо мне книгу». Книгу я не написала, но у меня есть много эссе, вдохновленных именно его образом. И это всегда изливалось одним творческим дыханием. 

Следующий 2021 год будет юбилейным – 85 лет со дня рождения вашего отца, великого артиста. Возможно, готовятся какие-то мероприятия, посвященные этому событию – гала-концерты, хореографические постановки, выставки?

Думаю, что желаний у нас будет много. Я давно вынашиваю идею некоего мультижанрового спектакля, который бы говорил не только об отце, но об отце в контексте времени, в котором он жил. Потому что всю эту плеяду настоящих звезд, которую мы называем «золотое поколение Большого театра», сейчас трудно воспринять без картины эпохи, в которой они жили. Мне бы хотелось создать очень современный спектакль с использованием новых технологий. Безусловно, юбилей отца коснется и моих школ. Безусловно, Андрис сделает какой-то большой красивый спектакль в Кремлевском Дворце в рамках своего проекта «Автографы и Имиджи», который имеет уже большую популярность. Возможно, мы постараемся сделать спектакль в Большом театре. Продолжая мою первую мысль, уверена, что следующий год будет годом вдохновения, которое мы будем черпать из личности отца и наших с ним отношений.

 

Этой весной мир оказался в ситуации, которую вряд ли кто-то мог предвидеть. Невозможно обойти вопрос глобального карантина и его влияния на мир культуры, искусства и театра. Какими, по вашему мнению, будут последствия всего этого, в первую очередь для артистов, для балета? И чего нам можно ожидать в обозримом будущем?

Предполагаю, что, как и все, я абсолютно не в состоянии думать о том, какие будут последствия. Что-то предположить просто невозможно – настолько картина постоянно меняется, но я могу сказать о том, что у всех нас позади. С одной стороны – неожиданно, невероятно, ошеломительно… не знаю, чудовищно. Но с другой… Что касается моих проектов и моих дел, тут картина очень разная. Что касается моей личной жизни, даже в этом стрессе все равно есть положительный фактор. Эта ситуация заставила нас быть настолько близкими с нашими близкими! Простите за тавтологию (улыбается). Часто это та роскошь, которую мы не можем себе позволить. И вдруг оказывается, что это потрясающе – узнавать друг друга: свою маму, своего отчима, свою дочь, виртуально – своего брата, потому что он сейчас далеко. Это, безусловно, открытие. 

Хочу сказать, что для моих школ это тоже был очень творческий период. Работа в буквальном смысле проделана титаническая! 

Вы не прекращали работу в школах на время карантина? 

Мы не прекращали работу. Мы – одни из первых, кто вышел в онлайн преподавание. Это непростое время самоизоляции показало, что наша система занятий с детьми выстроена потрясающе! И наш нынешний уровень (я имею в виду слаженную команду педагогов и уникальную Методическую лабораторию, которая курирует всю систему преподавания – а все наши педагоги работают по единой методической программе) очень высокий, я бы сказала устойчивый к стрессам и поэтому очень правильный. 

Плюс за это время мы подошли к запуску ребрендинга всего нашего дела, всех наших школ. 

Расскажите, пожалуйста, подробнее про ребрендинг и про новые проекты, которые планируются в рамках школы. 

Вы понимаете, когда все общество (и мы в том числе) развернулось в сторону интернет пространства, стало понятно, что, имея такой феноменальный продукт, как наша Русская Национальная Балетная Школа, нужно донести этот продукт и открыть его миру. Мы создали уникальную методическую систему обучения детей раннего «добалетного» возраста – шести и трех лет. Мы первые вышли в работу с детьми полутора лет! Поэтому мы создали новый брендбук, новый сайт. Мы сумели обновить, сделать более интересными и глубокими наши программы. Мы проводим педагогические семинары. Нашей школе 19 лет – а это уже опыт и традиции. Традиции, которые у нас за плечами – одно из главных наших преимуществ. А когда у тебя есть опыт, ты многое понимаешь. 

…Суламифь Мессерер, тетя Майи Плисецкой,  приехала в Москву, когда ей было уже за 90 лет. Они дружили с моим отцом, и я была совсем девочкой, когда мы познакомились. У нас была очень большая разница в возрасте (смеется), но она мне сказала: «Послушай, ты знаешь, что преподавание – это как коньяк: чем я старше, тем я лучше» (смеется). 

И то же самое я могу сказать про систему хореографического образования – это точно, как коньяк. Чем ты старше, тем ты лучше. Но гениальная система Агриппины Яковлевны Вагановой предлагается для детей 10-11 летнего возраста. Ее система начинается, когда ребенок встает к станку. А вот как приготовить тело ребенка, как сформировать его в балетной физиологии, как не нанести вред, как сделать эти занятия безопасными, начиная с полутора-трех лет? Как сформировать именно те мышцы, те принципы, следуя которым ребенок потом встанет к балетному станку? Это серьезный вопрос. Чтобы на него ответить, мы прошли большой путь. И я очень рада, что ответ на этот вопрос мы нашли. 

Мы – это я и Мария Субботовская, мой партнер и соучредитель, мой соработник во всех проектах и моя подруга. Она — директор наших школ, а я — художественный руководитель. Идейно мы всегда рядом. Именно Мария привезла систему Пилатес в нашу страну, и мы стали учредителями «ПИЛАТЕС Института» в России, обучили тысячи тренеров по всей стране. «ПИЛАТЕС Институт» стал платформой, на которой мы собираем самые интересные инновации в области физиологии по всему миру. У нас дружеские связи с очень интересными людьми: с Пино Карбоне (Италия), с Майклом Кингом  (Великобритания). Именно мы привезли в Россию Эрика Франклина (Швейцария) и познакомили наше сообщество, которое интересуется правильным и физиологичным движением, с его методом. Это все необходимо тем, кто занимается хореографией. И в результате у нас получилось пространство, где пересекаются интересы профессионалов и любителей, потому что некоторые программы феноменальны для профессионалов, например, занятия на ботинках Пино Карбоне.

Это ваши авторские программы?  

Занятия на ботинках – это то, что мы привезли и открыли нашему балетному сообществу. У Пино Карбоне большая студия в Италии. И, собственно говоря, этот курс «занятия на ботинках» испробовали и звезды Большого театра и были под большим впечатлением от него. Мы хотим предложить это занятие ученикам хореографических училищ, потому что оно очень укрепляет ноги, выстраивает весь стержень, который необходим для балетного танцовщика, помогает в решении технических проблем, если они существуют. И дает чувство баланса и укрепляет стопы. Это и для мальчиков, и для девочек очень здорово. 

В конце августа – с 24 по 30-е – мы проводим интенсив в нашей новой студии на Алексеевской. Это называется «Культурный центр «Алексеевский». Мне кажется, это очень хорошее пространство именно для профессионального балета, для наших учеников. Потому что уже многие из них учатся и в Академии им. Вагановой, и в МГАХ, и в Академии Бориса Эйфмана. Мне очень хотелось открыть им это занятие на ботинках и помочь к учебному году войти в хорошую форму. Я пригласила вести класс Елену Андриенко – доцента ГИТИС и многолетнюю партнершу Николая Цискаридзе, мою коллегу, с которой мы танцевали в Большом театре, ученицу Марины Тимофеевны Семеновой, что ценно. Она сама теперь очень сильна в педагогике. И именно она возглавляет в нашей школе профессиональный Департамент, то есть подготовку к поступлению в учебные заведения.  В конце нашего интенсива участников ждет подарок – 30 августа пройдет конкурс, в жюри которого войдут Екатерина Крысанова и Семен Чудин. Семен даже предложил провести в один из дней класс и самому позаниматься с ребятами. А Катя покажет взрослым девочкам мастер-класс по технике фуэте. Так что время будет, мне кажется, интересным! Хочется для молодежи создать пространство, где можно им передавать профессиональные секреты, устраивая вот такие маленькие или большие стажи и мастер-классы с интересными профессионалами. Хочется научить их, как приготовить свое тело к занятиям, как снять нагрузку. Мы владеем уникальными программами «Здоровье в балете». Очень хочется с молодежью этим поделиться, и мне кажется, что «Алексеевский» в этом смысле станет интересным местом.

И еще самое, наверное, приятное. Хочу сообщить о том, что скоро открывается наша новая студия в Малом Гнездниковском переулке, в сердце Москвы (метро Пушкинская), в двух шагах от Большого театра. Это пространство для профессионалов и для любителей, для детей и для взрослых. Там можно будет позаниматься персонально пилатесом или сделать уникальный комплекс растяжек. У нас есть возможность подойти к этому вопросу с точки зрения современных технологий, когда весь стретч-комплекс делается в 3D схеме. Сначала мышца расслабляется, потом она растягивается в разных ракурсах, что приносит очень быстрый серьезный результат.

   

Вы упомянули Благотворительный фонд…

Он называется Благотворительный фонд Илзе Лиепа, Фонд содействия развитию хореографического и изобразительного искусства. Его направление – культура детям. 

А чем непосредственно занимается ваш Фонд, как он появился и какие у него основные направления деятельности?

В первую очередь мне хочется сказать об утвержденной фондом Национальной премии «Весна Священная». Это премия детского и юношеского танца и конкурс. Проект, который объединяет множество танцевальных любительских коллективов нашей страны. Но пусть слово «любительский» вас не смущает, потому что это феноменальные дети. Сегодня, когда мы с вами разговариваем (28 июля – прим. ред.), День Равноапостольного Князя Владимира и Крещения Руси. Один из наших проектов, который мы сделали с этим танцевальным сообществом – грандиозный гала-спектакль «Князь Владимир». В рамках Национальной премии ежегодно в течение трех лет проходили гала-спектакли на сцене Большого театра. Последний спектакль «Театральные сказки» состоялся на сцене Малого театра. Они отсняты каналом «Культура», их можно посмотреть в YouTube. Каждый спектакль – результат годовой работы нашей команды. Титанической работы. В прошлом году мы получили поддержку президентского гранта, и это позволило нам распространить проект на всю страну, проехать по регионам, проводя конкурсы, отбирая лучшие коллективы, которые и становятся участниками гала-спектакля.

Наш гала-спектакль мультижанровый, в нем объединяются драма и танец, музыка и вокал. Специально для проекта «Князь Владимир» балладу написала и исполнила Ольга Кормухина. Помимо Романа Андрейкина, который танцевал партию Владимира, был еще и драматический Князь Владимир – его исполнял Михаил Пореченков в Большом театре, а потом, когда мы смогли показать этот спектакль в городах России, с нами выступал Андрей Мерзликин. И это очень здорово, что молодежь имеет возможность войти в творческий проект с такими мастерами и актерами, которых до этого они могли увидеть только по телевизору, а здесь они одна команда. И вы знаете, такая энергетика идет от этих ребят… Балетмейстером первых двух спектаклей «Весна Священная» и «Князь Владимир» была Елена Богданович – большой мастер и серьезнейший хореограф. И она, как мы понимаем, не опустилась до детей, а наоборот поднялась до этой молодежи. Она совершенно, на мой взгляд, гениально поставила эти два спектакля. А в третьем спектакле по моим сказкам – спектакль так и назывался «Театральные сказки Илзе Лиепа» (мы его поставили к Году Театра в России), она была художественным руководителем, мастер-хореографом. Мы собрали для постановки этого спектакля молодых и талантливых, уже теперь и известных хореографов, среди которых Александр Могилев, Соня Гайдукова, Ольга Насырова, Даниил Благов. 

Ужасно грустно, что из-за пандемии не удалось показать наш четвертый проект, он был уже практически готов, но за две недели до его премьеры пришлось все остановить. Мы приготовили спектакль, который называется «Сказ о том, как Матвей Огненное Лихо одолел». И сейчас мы понимаем, какое провидческое у нас было ощущение! Это спектакль о том, что героем не рождаются, а героем становятся. О том, как простой парень Матвей после того, как налетело Огненное Лихо, от которого погиб его отец, идет по всей земле, чтобы сразиться с ним. И побеждает. У нас родился образ этого Лиха – нечто страшное, что летает, приносит беду, сжигает землю… 

В этом спектакле объединяется географическое пространство – действие происходит то в горах, то в степях, то на Великой Реке. Получилась очень мистическая, провидческая история. Так жалко, что она не сложилась. Уже была поставлена хореография, и все наши коллективы отлично справились с поставленной задачей. Представьте себе, как это сложно, когда хореограф выезжает к коллективу (а наши ребята со всех уголков России) и ставит там хореографию. Потом они начинают работать, мы все время в дистанционном общении, отсылаем свои пожелания. Мы видим, как номер преображается, мы дистанционно шьем костюмы. Художником по костюмам у нас уже в четвертый раз должна была выступить Екатерина Котова. Анатолий Нежный – художник-сценограф – делает декорации. И мы ужасно грустим, что эта история не родилась, но очень надеемся, что, может быть, она еще случится, и наши дети или уже выросшие другие дети (улыбается) и их коллеги все-таки смогут показать этот спектакль. Нам бы этого очень хотелось! 

Ваш Фонд проводит еще одно необычное мероприятие – Кадетские балы для детей. Что это за событие? Наверняка у него есть какая-то интересная предыстория. 

Этот проект был рожден нашей школой. Когда растишь барышень, то ты думаешь – а где же взять кавалеров для таких барышень, для таких замечательных девочек, которые выходят из нашей школы? И мы обратились и очень подружились с Первым Московским Кадетским Корпусом, с его руководителем генералом Крымским, который поддержал эту идею. И уже пять лет существует проект, а в прошлом году он был поддержан грантом мэра Москвы. И поэтому мы смогли его провести также в Подмосковье, Туле, Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Это изумительный проект для молодежи. Мы изначально задались целью возродить традицию российских церемониальных балов, наш бал не танцевальный вечер. Каждый бал посвящен великому событию в Российской истории или какому-то герою нашего Отечества. Поэтому все наполняется большим смыслом. Мне очень ценно, что этот бал ведет наша молодая поросль – барышни и кадеты. Наш последний бал, например, был посвящен Георгиевским кавалерам, и прямо в процессе мы слышим живые истории людей, мы понимаем, как родилась эта великая награда победы – Георгиевский крест. И, конечно, сам бал – это невероятное переживание и для нас взрослых, и для нашей молодежи. Когда мы видим, как они трепетно принимают цветок в конце бала от своих партнеров, как происходит их общение, как они трепетно репетируют, мы понимаем, что даем молодежи высокий пример отношения юношей к девушкам и наоборот. А по мнению Генерала Крымского участие в балах очень изменило обстановку в Кадетском корпусе, изменило его ребят.

 

Илзе, вы пишите книги. Одна из ваших книг – это сказки для детей. Вы как раз их упомянули в нашей беседе.  Это очень необычный жанр. Как вы к нему пришли и где вы черпаете вдохновение для ваших историй?

Все что пишешь, приходит не от ума, оно приходит от вдохновения. Правда, что касается сказок, на это меня подтолкнула соавтор наших театральных проектов – Ольга Собенина. Как-то перед Рождеством она мне сказала: «Илзе, может быть, вы напишите сказку для рождественского номера?» Я очень удивилась. Я задалась вопросом – а как рождаются сказки? Мне показалось, что написать сказку совершенно невозможно. Но, как ни странно, эта мысль осталась в подсознании.   И как-то я взяла ручку и написала первую фразу: «Жили-были балетные туфельки…»  Потому что я поняла, что сказки начинаются… Хотя ничего я не поняла (смеется), просто она так началась. А дальше… стали рождаться сказки.  Пришло изумительное время внутренней гармонии и творческого горения. Каждый день я готовилась к этому ощущению, когда сяду за стол, возьму ручку – а я пишу всегда от руки – и начну входить в мир, где оживают персонажи… А они действительно оживали. Сюжеты рождались сами собой, но потом они часто вели себя совершенно по-другому. Однажды я отправила одну из сказок моей помощнице и подруге Наталье Яковлевой, редактору практически всех моих литературных работ. И вдруг она мне пишет: «Нет, это совершенно невозможно. Эта сказка не может так закончиться. Придумай что-нибудь, измени. Должен быть оптимистический финал. Это все-таки сказка». Андерсен себе, конечно, такое позволял (смеется). Но, в итоге финал я изменила. 

А потом… сказки иссякли. Как это вдохновение пришло, так оно и ушло. Есть одна сказка, которая придумана, но не написана. Иногда я пересказываю ее дочери… Не скажу про что. Но она очень интересная, и она жаждет родиться. Может быть, когда-то еще и родится. Но я очень рада, что вышла книга «Театральные сказки Илзе Лиепа».   

Илзе, расскажите, пожалуйста о вашей работе с Роланом Пети? В балете «Пиковая Дама» он специально на вас поставил партию Графини.  

Это из области тех чудес и подарков судьбы, которые не у каждого артиста встречаются. Нам с Николаем Цискаридзе повезло. Николай, конечно, всегда был любимцем Ролана Пети. Но для нас обоих это стало очень важным жизненным этапом. 

Когда я была артисткой Большого театра, тем не менее все самое интересное и творческое в моей жизни происходило вне стен театра. Всю жизнь меня сопровождала неуемная творческая энергия. Я создала ассоциацию «Золотой век», которая позволяла мне делать свои концертные программы и ездить с ними по всему миру, работать с очень интересными молодыми и маститыми хореографами. Этой возможности не имели тогда многие мои коллеги в Большом театре. В этом смысле моя жизнь была очень интересной. И, конечно, работа в проектах моего брата Андриса Лиепы, которые безусловно продлили мой творческий путь. Как и Майя Михайловна Плисецкая имела второй этап своей творческой жизни благодаря Родиону Константиновичу Щедрину, который писал для нее балеты, так и я благодаря Андрису тоже имела продолжение своей творческой жизни. Это были спектакли «Шахерезада», «Клеопатра» и «Синий Бог» с Николаем Цискаридзе. «Шахерезаду» я танцевала с целой плеядой блистательных танцовщиков – с Фарухом Рузиматовым, Игорем Зеленским и с Николаем Цискаридзе, и каждый из них был очень интересен. 

Но было ощущение, что вся моя творческая жизнь как будто была прелюдией к встрече с Роланом Пети. И хочу сказать, что особенно мне пригодилась дружба, творческая и жизненная, с моей школьной подругой Вероникой Смирновой. Мы учились в параллельных классах и так получилось, что ей дан дар хореографа. Практически сразу я стала просить ее что-то для меня поставить, потом она стала автором нескольких балетов, она поставила для меня балет «Федра», она поставила для нас с Николаем Цискаридзе балет «Маэстро». Именно она дала мне благодаря своей хореографии особенный пластический язык – современный и очень мне подходящий. Все это пригодилось в работе с Роланом Пети. Когда была премьера, я позвонила ей и сказала: «Вероника, приходи, пожалуйста, посмотреть на свой хореографический язык в балете Ролана Пети». И это было действительно так. Поначалу Ролан Пети предлагал мне очень статуарную линию. В буквальном смысле только передвижения с места на место. Конечно, у него было представление об образе Графини, когда он приступал к работе с нами. Ему явно нужна была актриса и личность. И благодарение Богу, что он во мне это нашел. Как говорил Николай – после первой репетиции Пети подошел к нему и сказал: «У нас есть Графиня» (улыбается). 

Но потом я стала очень переживать из-за отсутствия танцевального языка у моей героини. И тут мне на помощь пришел мой брат, который всегда приходит мне на помощь в переломных моментах моей жизни. Я позвонила ему и сказала, как я переживаю от того, что совершенно нечего делать. Что спектакль очень интересный, а я просто перехожу с места на место. И Андрис предложил мне попробовать встать в уголочке и делать какие-то куски из спектаклей, которые мне ставила Вероника. А мы как раз с Вероникой в этот момент делали новую работу, я так и поступила. Пришла на следующую репетицию, и пока Пети работал с Николаем Цискаридзе, я начала делать в зале какие-то очень техничные и пластичные моменты из нашей с Вероникой хореографии. Ко мне тут же подбежал ассистент Пети и спросил: «А что это вы такое интересное делаете?» А я ему так кокетливо ответила: «Может быть, я вам мешаю? Это просто кусок из одного моего балета, и я его сейчас пробую». «Нет-нет, это так интересно! Пробуйте!» — ответил он. 

Сам Пети сделал вид, что ничего не заметил. Но он, конечно, все понял, все увидел и дал мне возможность вышивать по его канве, режиссерской и драматургической. Он абсолютный гений. И я, работая со многими хореографами, могу засвидетельствовать, что, когда рядом с тобой неталантливый человек, ты, артист, становишься пустым и лишенным идеи. И то, что у меня была возможность предлагать и развивать хореографию и идею Ролана Пети – это абсолютно благодаря тому, что артист и хореограф во время работы становятся соединяющимися сосудами. Должна сказать, что не с каждым хореографом я могу работать. Хореограф настолько в тебя глубоко проникает. Ты становишься матрицей в его сознании, в его мироощущении, в его чувственной сфере. И если я этого не принимаю, мне очень сложно. Но когда рядом с тобой гений и когда ты подключаешься к его миру, к его космосу, это так бездонно… И то, что ты в этот момент предлагаешь, не принадлежит только тебе, потому что ты вдохновлен его человеческим и жизненным объемом. 

Это было безумно интересное время для меня и для Николая, время невероятно комфортной работы. В балете обычно так не бывает, чтобы ты работал одним составом. Балет – «травматичное» искусство, поэтому всегда должно быть несколько составов. А это все-таки немножко сковывает, когда кто-то наступает тебе на пятки, когда кто-то словно подглядывает в твою мастерскую – актерскую и хореографическую. А когда никого нет за спиной, когда в зале только ты, твой прекрасный партнер или твоя партнерша – Светлана Лунькина, и гений-хореограф, это потрясающе! Не передать словами, что мы переживали с Николаем в моменты, когда наблюдали рождение хореографии у гения. А я видела, как хореография рождается у многих талантливых людей, и это всегда происходит по-разному. Пети никогда не приносил готовую хореографию, но он был настолько в музыке, в ее внутреннем содержании. «Пиковая дама» поставлена на Симфонию №6 Петра Ильича Чайковского.  Многие музыканты очень настороженно отнеслись к тому, что хореограф выбрал для своей постановки именно это произведение, да еще и переставлял там части. Ведь это святая святых. Но мне кажется, Пети имел на это право, потому что он гений. 

И было безумно интересно наблюдать за тем, как он трансформирует гениальную музыку Чайковского в хореографические образы. И особенно, стать свидетелями того, как он владеет моментом паузы. В музыке такой величины, есть моменты, когда ее невозможно перетанцевать. Кульминации Чайковского перетанцевать, или найти им хореографический эквивалент, невозможно! И в силу своей гениальной хореографической интуиции в эти моменты Пети останавливал движение. И тогда начинала говорить музыка. 

Поверьте мне, каждый наш спектакль с Николаем, сколько бы мы их не танцевали, именно в этой хореографии и с этой музыкой, был для нас незабываемым творческим переживанием! Мы с Николаем танцевали много разных спектаклей, и везде он был прекрасным, интересным и совершенно разным. Но здесь он был абсолютно гениальным партнером. Его глаза, его руки, его энергетика, то, как мы существовали с ним на сцене… Все, кто нас видели, говорили, что в эти моменты ощущали искры между нами. И это счастье, что в нашей жизни было такое творческое переживание. 

Быть артисткой, танцовщицей, бизнес-леди, художественным руководителем, писательницей, матерью, просто красивой женщиной? Как вы все это успеваете? Вы можете поделиться вашими секретами, дать какие-то советы? 

Я не знаю (смеется). На самом деле меня постоянно догоняет и накрывает как волной ощущение, что я ничего не успеваю. Хочется все сделать более обстоятельно, глубоко, широко, более продолжительно по времени… Но жизнь вносит свои коррективы. Тут есть две вещи, которыми я себя успокаиваю. Первое – это смириться с несовершенством чего-то: ситуации, дела… Надо просто смириться с этим. В конце концов, это мое собственное ощущение и видение того, что я считаю совершенством в том или ином вопросе. И вторая мысль, которая меня поддерживает: очень важно уметь сосредоточиться именно на том, что ты делаешь сейчас. Не думать одновременно про миллион проблем, которые тебя окружают и которые ты должна решить, а сосредоточиться в момент необходимости на каждой конкретной проблеме. И тогда есть надежда, что ты постепенно со всем справишься. Как говорит восточная мудрость – «Путь в 1000 лье начинается под носком твоей стопы». Шаг за шагом ты можешь преодолеть этот огромный путь, но если ты будешь сразу пугаться далекой точки, тогда ты не сделаешь первых шагов. Поэтому лучше все-таки делать первые шаги и стараться постепенно преодолеть все расстояние. А еще иногда я пользуюсь советом Наполеона: «Главное ввязаться в сражение, а дальше жизнь покажет» (смеется).    

Расскажите, пожалуйста, про вашу специальную программу тренировок «Метод Илзе Лиепа»?

«Илзе Лиепа Метод» родился благодаря нашей дружбе и сотворчеству с Марией Субботовской. Как-то она пришла ко мне домой, когда я делала гимнастику. Она посмотрела на меня и сказала, что это очень интересно. И было бы здорово превратить это в метод тренировок и предложить женщинам. Это запало в мое сознание. Но когда я серьезно об этом задумалась, стало понятно, что одной не справиться, и мы собрали команду из мастер-тренеров по пилатесу, физиологов и врачей. Мы разработали систему тренировок специально для женщин. Мне очень важно было предложить альтернативу тренажерному залу. Тогда еще не был так распространен боди-балет. А я очень хорошо понимаю, что серьезные фитнес-тренировки для профессионалов иногда необходимы, но для женщин просто, на мой взгляд, противопоказаны. И поэтому мне очень хотелось сделать комплекс в режиме балетного экзерсиса, где ты занимаешься под музыку. А музыка идет не просто фоном, но ты делаешь музыкальные движения. Это гармонизирует внутренний строй человека, когда ты занимаешься музыкально. Это структурирует тебя. Но в то же время мне хотелось, чтобы за максимально короткий срок – за час времени – можно было проработать все проблемные зоны. Собственно говоря, так и строилась моя собственная гимнастика. Я выбирала движения, которые были максимально эффективны и в короткий срок давали мне возможность проработать спину, пресс, голеностопы, гибкость… все, что мне нужно. Так родился этот комплекс, он мне очень дорог. Некоторое время я вела его сама, мне очень нравилось заниматься с женщинами, потому что когда ты приходишь в зал и видишь глаза, которым интересно, то это очень здорово. Я любила моих учениц.  Сейчас, когда у нас происходит ребрендинг, мы очень хотим в студию на Малом Гнездниковском вернуть «Илзе Лиепа Метод», снова предложить его широкому кругу женщин как персональное и групповое занятие. Я думаю, что этот комплекс будет иметь вторую жизнь. 

И, может быть, вы поделитесь еще какими-то личными творческими планами на ближайшее будущее?   

Мы сейчас продумываем переиздание книги «Метод Лиепа». Чтобы любой творческий проект родился, для него нужно пространство. Нужно немножко уйти от количества решаемых проблем, суеты, дел, звонков… Я надеюсь, что мы найдем это пространство для того, чтобы вышло второе издание книги «Метод Лиепа». На сегодняшний момент мне кажется, я понимаю, что нужно женщине под совершенно другим углом зрения. Это будет мой диалог с женской аудиторией. Очень хочется, чтобы он состоялся. 

 

Блиц

Первый выход на сцену 

В 5 лет, в роли сына Чио-Чио-Сан в опере «Мадам Баттерфляй».

Лучшее качество женщины 

Терпение.

Лучшее качество мужчины 

Доброта.

Самое яркое воспоминание из детства 

Новый год, когда отец был в образе Деда Мороза. 

       Способность, которой хотелось бы обладать

Терпением (смеется). И организованностью, как мне говорит моя помощница.  

Я никогда не пробовала

Я никогда не путешествовала на кораблях и не прыгала с парашютом. 

Три вещи, которые всегда с вами

Молитвослов, телефон. И да, «Евгений Онегин».  

Любимый город 

Москва и Рим. И Петербург!

Я горжусь

Своим отцом, своей семьей.  

Книга, которая произвела самое большое впечатление

За последнее время, это книга, которая называется «Образы и Наставления», ее автор Петр Стегний. Она меня просто потрясла. Эта книга исследует, пытается рассмотреть духовный путь двух очень близких для меня и выдающихся женщин. Это мои небесные заступницы – преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна и святая царственная страстотерпица, последняя русская императрица Александра Феодоровна. Это непростая история взаимоотношений двух сестер, это книга про их путь к православию.   

Я не могу без 

Воды. 

Самая сложная партия 

В каждой балетной партии есть свои собственные сложности. Я не знаю партии, которая была бы несложной.

Балет в трех словах 

Вдохновение, труд… и что-то надземное.  

Любимые писатели 

Пушкин, Достоевский и Андерсен. 

Женщина, которой вы восхищаетесь 

Елизавета Феодоровна, Александра Феодоровна, безусловно. Анна Павлова, Анна Ахматова, Одри Хепберн. Я очень люблю актрису Татьяну Доронину. 

Мужчина, которым вы восхищаетесь 

Грегори Пек (смеется). Мой отец. И мой брат. 

Красота – это … 

Так это уже сказали древние – гармония, пропорция и одухотворенность. 

Ваше состояние духа в настоящий момент  

Смятение, которое пытается найти опору.