Фестиваль Dance Open, вынужденный полностью перевести свой традиционный весенний сезон в онлайн, несмотря ни на какие преграды, провел и офлайн-сессию – в декабре. Смотр не только привозит премьерные спектакли балетных компаний страны, таких как: «Урал Балет», Пермская труппа и «Балет Москва», но и каким-то чудом доставляет в Петербург Люсию Лакарра и Даниила Симкина. Рассказываем, как это было.

Текст Ольга Угарова

Фото © Dance Open

За время подготовки офлайн-сессии команда Dance Open во главе с Екатериной Галановой сверстывала программу, меняла ее, перепридумывала полностью и сводила заново не пять и даже не десять раз. После долгожданного для танц-фанатов объявления афиши в Петербурге вводят новые ограничения: залы должны быть заполнены не больше, чем на 25%. Артистов ждали фактически пустые пространства и кресла. И все-таки фестиваль стартует!

Вячеслав Самодуров, обладатель «Золотой маски»-2020 как лучший балетмейстер за спектакль «Приказ короля», сделанный как оммаж и Петипа, и основателю балета Людовику XIV, привез вечер одноактных балетов. В него вошли «Вальпургиева ночь» Джорджа Баланчина и Brahms Party Антона Пимонова. В Петербурге показали не всю работу, а всего лишь два больших фрагмента, но от этого впечатление от увиденного не потеряло своей эмоциональности.

Вторым пунктом в программе значилась «Анюта» Владимира Васильева на музыку Валерия Гаврилина. Балет, который стал сценическим продолжением одноименного фильма 1982 года по мотивам рассказа Антона Чехова «Анна на шее», восстановлен на пермской сцене совсем недавно: премьера под присмотром самого мэтра прошла осенью. Безусловная ода Екатерине Максимовой спустя несколько десятилетий ни на секунду не теряет своего главного предназначения – воспевать красоту и талант великой балерины XX века. Прима театра Полина Булдакова с каким-то необыкновенно тонким попаданием исполнила заглавную партию: изящно, точно и в стиле. К этому добавился безупречный вкус танца и солистов, и кордебалета, от чего каждую секунду действия хотелось зафиксировать и отпечатать в памяти навсегда.


Весной фестиваль планировал привезти грандиозную «Спящую красавицу» Йеруна Вербрюггена, но пока это не совсем возможно. И было решено включить в афишу его же спектакль, только поставленный на «Балет Москва». В 50-минутной работе 2018 года бельгиец соединил два состава труппы: и классический, и контемпорари. По задумке хореографа, который взял за основу танцевальные марафоны Америки времен Великой депрессии, нам должны были показать танец со всей его всеобъемлющей энергией.  Все случилось в точности, как и было запланировано Вербрюггеном – точеное исполнение со множеством динамичных рисунков и перестроений.


Завершился Dance Open традиционным гала-концертом. Казалось, что Петербург будут радовать соотечественники, и никто не ожидал звездной россыпи при закрытых границах. Но нет! Екатерине Галановой удалось привезти Анну Оль, Анну Цыганкову, Даниила Симкина, Артура Шестерикова, Люсию Лакарра, Мэтью Голдинга! К ним присоединились коллеги из Мариинского, Большого, «Урал Балета» и артисты Театра им. Леонида Якобсона. В программу гала вошли образцовые классические номера, включая гран-па из балета «Дон Кихот» с эталонными прыжками от Кимина Кима, и , например, па-де-де из балета Юрия Посохова «Метель» с бесконечно красивой Люсией Лакаррой, которая словно рисует узоры своими ногами. Кроме этого, было три премьеры: веселое «Честное. Пионерское» Александра Сергеева на музыку Дмитрия Шостаковича, огненный фламенко-этюд от Испанского национального балета и «Прелюдия» – идеальная картина для идеального интерьера Кшиштофа Пастора на минималистичные гармонии легендарного Войцеха Киляра. Скольких усилий стоило все это организовать в условиях минного поля локдауна, даже невозможно представить, поэтому команде Dance Open просто хочетcя поаплодировать.