Наталья Владимировна, давайте начнем с самого начала. Я знаю, вы называете самым ярким периодом вашей артистической карьеры работу в Театре Леонида Якобсона. Расскажите почему, и вам не кажется, что этот театр, к сожалению, непризнанный до конца в России?
Свои последние 15 лет в качестве балерины я танцевала в театре имени Леонида Якобсона. Этот театр был не похож на другие, он отличался своим репертуаром – необычным и ярким. В театре тогда ещё жил дух Якобсона, хореографию которого можно было получить буквально из рук первых исполнителей, работавших с самим мастером. И для меня было интересно – расширить свой классический репертуар новой, непростой,но очень увлекательной хореографией с точки зрения творчества.
Очень надеюсь на то, что время возвращения к творчеству Леонида Вениаминовича ещё впереди! Именно поэтому, на мой взгляд, очень важно сохранить как можно больше образцов его творчества не только в видеозаписях, но и в живом исполнении на сцене.
Как только у меня появлялась возможность, все то, что я знаю из его хореографии, я пыталась бережно передать своим ученикам.
Я бы даже вас назвала носителем хореографии Леонида Якобсона, ваши ученицы очень много танцевали его постановки. Расскажите про особенность его хореографии, и за что вы считаете его гением.
Коротко про особенности творчества Леонида Якобсона невозможно сказать. Многогранность его Хореографии бесконечна. Главное, что он для каждого своего произведения создавал свой неповторимый хореографический язык. Не только текст, не только стиль, а именно язык. И все его работы – настоящие шедевры.
Наталья Владимировна, как такая супер-питерская вы оказались в Москве? Еще и привезли свою питерскую методику и внедряли ее в Москве?
Самая непредсказуемая фантазия у судьбы…
После того, как я закончила танцевать, одновременно закончив педагогический факультет в Академии имени А. Я. Вагановой, я оказалась в Москве. Первый мой педагогический опыт был в Московском хореографическом училище при театре танца «Гжель», куда пригласил меня основатель театра – Владимир Михайлович Захаров.
Я получила 4-й класс и довела его до выпуска, который в итоге стал основой Камерного театра классического балета в «Гжели». Кстати, первым же номером в репертуаре камерного балета, получившим огромный успех, был знаменитый па-де-катр Леонида Якобсона. И в дальнейшем, несмотря на то, что в театре стали появляться большие спектакли – «Щелкунчик», «Золушка», старинная хореография, так или иначе мы все равно возвращались к творчеству Якобсона. Возможно, это связано с тем, что у моих девочек, соприкоснувшихся вначале пути с очень серьезной работой над па-де-катром, выработался определенный вкус и предпочтение стиля этого великого мастера. А что касается методики, я учила, как меня учили.
Москва вас изменила с ее ритмом жизни?
Наш ритм совпал.
Вы же учились в академии у самой Натальи Михайловны Дудинской? Мы можем немного вспомнить Наталью Михайловну, что вы пронесли от нее через всю свою жизнь и перенесли, может быть, уже в свою педагогическую деятельность?
На самом деле, это ещё один неожиданный поворот в моей жизни – когда я попала в класс Натальи Михайловны Дудинской. Судьба одарила меня общением с этой великой балериной, замечательным человеком и уникальным педагогом. Она меня называла «Наташка-Чебурашка». Человек и педагог сочетались в Наталье Михайловне неразрывно. Ее удивительно точный, до мелочей тонкий и всегда в полной амплитуде показ на уроке до сих пор у меня перед глазами. Думаю, в Наталье Михайловне было продолжение Агриппины Вагановой. Ее деятельность надо видеть, об этом не рассказать! Она научила нас учиться. И я всю жизнь учусь, уча, учусь, вновь и вновь постигаю что-то новое.
Когда вы поняли, что хотите быть педагогом?
Хотела быть педагогом ещё до прихода в балет, а потом все случилось само собой.
Вы строгий педагог? Какие методы вы используете в преподавании?
Скорее требовательный. Методы – это живой процесс, который рождается в процессе общения с конкретным учеником или артистом.
Вы думаете, когда берете класс, о той ответственности, которая на вас лежит? Что вы, можно сказать, даете направление их будущей карьеры, жизни?
Специально не думаю, но, естественно, это чувство неизбежно. Самое главное – посвятить детей в профессию, влюбить в нее, передать, и этим обеспечить их дальнейшую самостоятельность.
Вы сейчас преподаете классический танец в Академии танца Бориса Эйфмана. Почему вы решили вернуться в Питер?
Как я уже говорила, фантазия судьбы. Похоже, ей нравятся мои путешествия из Петербурга в Москву. Кстати, Наталья Михайловна, когда я заканчивала школу, хотела, чтобы я танцевала в театре Бориса Яковлевича. Тогда не сложилось. А вот теперь, наверное, время пришло, и я преподаю классический танец в его академии.
Есть ли какая-то специфика преподавания в школе Эйфмана?
Специфика в Академии Бориса Эйфмана есть. В ней готовят универсального артиста балета, где наряду с классическим танцем преподаётся современный танец. Это продиктовано временем и репертуаром всех ведущих театров страны. Появляются новые балетмейстеры, которые ставят не очень привычную хореографию для классических танцовщиков. Так вот наша академия решает задачу подготовки востребованных артистов балета с учетом реалий сегодняшнего дня.
Вы будете выпускать первый выпуск этой школы? Какие цели вы сейчас перед собой поставили, ведь все будут пристально следить за первым выпуском…
До этого торжественного момента, первого выпуска, осталось ещё 3 года. А вот в новом учебном году наша академия встретит свой первый пятилетний юбилей!
И напоследок, это интервью, скорее всего, будут читать ваши ученики, что бы вы пожелали им в этой непростой профессии, которую они избрали?
Скажу, что путь артиста балета не всегда ровный, но он всегда счастливый на сцене! И я желаю им этого счастья!
P.S. Когда я училась у Натальи Владимировны, меня всегда поражала ее жажда творить, она была постоянно заинтересована, она «горела» в балетном классе. И каждый день она вдохновляла нас и заражала своей энергетикой. Можно говорить много и долго о ее достоинствах, но я благодарна ей за то, что она научила нас не просто работать, а со всей душой безусловно служить нашей профессии и любить ее без границ.
Спасибо вам за это, Наталья Владимировна!
Интервью Алиса Асланова
Фото Ира Яковлева
Благодарим Академию танца Бориса Эйфмана за помощь в создании материала.