Где вы берете идеи для постановок, которые вы создаете для различных проектов?
Идеи для постановок Бог дает. Это действительно приходит по наитию, вдруг раз – и осенило из ниоткуда. Это особенное состояние, когда ты ощущаешь себя так, словно ты вошел в особый энергетический поток. Иногда человек, музыка, фильм, пейзаж может стать отправной точкой. Бывает, разговариваешь с человеком на совершенно отдаленную от художественной гимнастики тему, и вдруг, как озарение, приходит мысль для постановки. Я всегда расцениваю это как подарок, подарок Всевышнего.
Какие цели вы преследуете, как постановщик?
Мне хочется создавать красоту, и это, наверное, даже не цель, а предназначение. Когда я берусь за постановку для конкретной гимнастки, то, конечно, главная задача – сделать так, чтобы композиция была для нее максимально удобна, чтобы музыка соответствовала ее темпераменту и внешности, чтобы на ковре в итоге получилось гармоничное действо. Если все элементы упражнения подходят друг к другу, и смотрится это на одном дыхании, то значит, все получилось.
Когда вы ставите на гимнастку, вы объясняете ей образ или отталкиваетесь от ее ощущений?
Всегда стараюсь объяснить гимнастке ее образ. Рассказать с помощью аллегорий и ассоциаций то, как я это чувствую. Совсем недавно, составляя упражнение одной маленькой девочке, я предложила ей сделать движение, будто она рисует кистью на холсте. Но у нее получалось не плавное и амплитудное движение, а резкое и короткое. И я посоветовала ей закрыть глаза и представить красивую картину, выполненную широкими мазками. Такая ассоциация ей очень помогла, и она смогла перенести образ в упражнение. За полторы минуты спортсменка должна выразительно рассказать историю, которая понравится и будет понятна не только судьям, но и зрителям.
В чем, по-вашему, связь между балетом и художественной гимнастикой?
Без сомнения, балет – это основа! Ведь мы тоже выполняем равновесия, повороты, прыжки, у нас очень много похожих элементов, заимствованных из балета. Конечно, некоторые из них мы усовершенствовали, а некоторые нам очень бы хотелось выполнять на том же уровне, что и балетные танцовщики.
Для фестиваля Алины Кабаевой мы уже готовили совместный номер с Академией им. А. Я. Вагановой, и это был незабываемый опыт. Нам удалось многому друг у друга научиться и показать, что балет и художественная гимнастика очень связаны.
Я люблю балет и могу смотреть его часами, испытывая каждый раз фантастические эмоции! Но вместе с тем, я также предана художественной гимнастике и обожаю ее. Для меня они неразрывны!
Как вы относитесь к современному балету?
Я очень его люблю! Год назад осуществилась моя мечта, и я увидела на сцене Александринского театра балет Бориса Эйфмана. Конечно, до этого все видеозаписи были изучены вдоль и поперек, но ничто не сравнится с тем, когда смотришь спектакль вживую. Я испытала всю палитру эмоций, и в конце спектакля не могла сдержать слез! Когда тебя пробирает до мурашек, и ты плачешь, невзирая на людей вокруг – это настоящее искусство! После этого я уже не могла остановиться и постоянно ездила в Питер, чтобы увидеть все возможные спектакли. Мне очень близка пластика Эйфмана. Борис Яковлевич гениален, и равных ему нет!
Интервью Ангелина Кривова
Фото личный архив Е. Сиротиной