19.09.17

Person

Laurent Hilaire

Fate. Coincidence. Mystery. Or maybe a pattern? 2017 is a special year in the ballet world. For the first time since 1896, a Frenchman was put in charge of the Russian troupe.

Laurent Hilaire

We are talking, of course, about Marius Petipa and Laurent Hilaire. Moreover, Grand Opera Premier became the head of the theater, which was actually created and fostered by choreographer Vladimir Burmeister. Whereas Laurent himself was given the status of etoile after his part of Prince Siegfried part in the Swan Lake by Burmeister. Moreover, he Laurent was noticed and elevated to the etoile rank by Rudolf Nureyev, the legend of the world ballet himself.

But first things first.

 

Beginnings

In his childhood, Laurent Hilaire was interested in gymnastics and even participated in competitions, studied at the Conservatory d’Epiné and in 1975 entered the Ballet School at the Opera Paris. In 1979, at the age of 17, the young Laurent was already in the corps de ballet of the Opera Garnier. And this is one of those rare cases when the artist of the highest level speaks so much about his work in the corps de ballet:

“In the corps de ballet, I loved the moment when everyone gathered in a single artistic impulse. Everyone should be filled and at the same time be in the ensemble. And then it looks very beautiful. We create poetry and a dream with one and the same impulse. It`s Magic”.

From Siegfried to Solor

The young dancer moved very quickly along the hierarchical ladder of one of the most conservative and strict theaters in the world.

In 1983, Laurent Hilaire received the prize for the role of Prince Siegfried in the Swan Lake version of Burmeister. During the tour of the Opera Paris in New York, the success of his performance, where Laurent performed the Prince’s part along with his beloved partner, another star of the Opera Garnier, Sylvie Guillem, was incredible.

“Mr. Hilaire, young and attractive, with a naive enthusiasm for his interpretation. The innocent Prince, who rebels against his teacher and identifies him with the evil Rothbart, he looks quite natural in the dance. Iler dances with a cascading energy, but with elegant lines and soft technique. ” (The New York Times)

In 1985, Rudolf Nureyev gave Laurent Hilaire the rank of etoile, which was absolutely justified. Laurent was one of Nureyev’s most beloved dancers, and Nureyev actively promoted the young, ignoring the Parisian hierarchy. And so the rising star of France, and of the whole ballet world, became the successor of a living legend.

“During the rehearsals of the La Bayadere, I remember how he looked with such a feeling as he was watching for the last time. How he wanted to get from us that which he had never seen. This look… it is very important to me, I took everything that this choreographer gave. I believe that this ballet – and Solor’s role in particular – is the greatest of Nureyev’s creativity that I can keep and transmit, starting from technical performance, reaching the pinnacle of art.”

Laurent Hilaire danced the leading parts of the entire classical repertoire: Sleeping Beauty, Giselle, Swan Lake, Raymonda, Coppelia, Romeo and Juliet (both Romeo and Tybalt), La Bayadère, Don Quixote and many others. With perfect technique, fine lines, Iler had a unique personality.

“From an endless repetition dancers become overgrown with such stereotypes that do not allow the modern public to enter into active, direct contact with their images. But these stereotypes, many viewers, and artists, unfortunately, and take for a strict ballet. I always tried to resist it. Remain prince, befit manners and the style of ancient epochs, but fill it all with vivid emotions. And in the present dance, on the contrary, to bring nobility, a kind of harmonizing principle. ”

 

In the Middle

But the great artist always becomes cramped within the framework of the classical ballet. And Laurent Hilaire is no exception. Balanchine, Bejar, Petit, Neumeier, Kilian, Preljocaj, Forsythe – the names of the choreographers, in whose masterpieces Hilaire danced, are impressive.

Forsyth, Guillem, Hilaire. These three people, three masters, created the incredible. Breakthrough, which is still considered the standard and a kind of classic of modern ballet. Of course, we are talking about In the Middle, Somewhat Elevated. It was an electric shock for the ballet world. It was not the first play that William Forsythe did for the Opera Paris, commissioned by its director, Rudolf Nureyev, but it was the part of the ballet France, starring young Sylvie Guillem and Laurent Hilaire.

“I could not think of anything when I danced In the Middle, except steps. They take away physical strength, it was a certain violence – to fulfill them. And in my head there were only two words: lines and power,” says Laurent.

“The whole atmosphere was electric,” recalls Forsythe. – Nureyev had an idea of perfection, and he embodied this idea. That generation was one of the best in this theater. ”

 

Without costumes and decorations.

There is an expression in the ballet world: “a good suit makes for 90% of success”. There is a pinch of truth in it. Of course, properly seated suit emphasizes dignity and can hide flaws, immediately shows the nature of the executed image. During the performance, the scenery, the environment (corps de ballet), the light, the audience energy are also added. And only great masters can create a masterpiece simply at rehearsal. Laurent belongs to such masters. Just go and watch the video of Carmen by Roland Petit and Alessandra Ferri. No costume, no light, no scenery – just pure high-class performance. This video, as a separate film, is a masterpiece equal to a full-fledged Petit ballet.

 

Sophistication and the taste of France

Laurent Hilaire was the first performer in yet another performance that turned over the ballet world. In 1994, Angelin Preljocaj set Park at the Opera Paris – a ballet that could stand on a par with performances by Petipa and Nureyev. For Park Preljocaj was given Benois de la Dance, and this choreography became the next standard of the modern French ballet. And again Laurent Hilaire. But with another great ballerina – etoile of the Opera Garnier – Isabelle Guérin (the first Nikia in Nureyev’s La Bayadère). And still, not all artists can convey the refinement of this choreography, remain on the verge of sensuality and elegance. And the scene with a kiss during the duo was a real hit.

 

Tribute to the Legend

Another choreographer, whose choreography went through the work of Laurent, is Maurice Bejart. Hilaire danced in several ballets of one of the best French choreographers of the twentieth century. Very handsome and technical in Greek dances.

But, as often happens with the work of Laurent Hilaire, one performance became symbolic. We are talking about the ballet Songs of Wayfarer. It was the gift of Maurice Bejart to Rudolf Nureyev, one of the last performances of the legendary dancer.

The Duet of the Apprentice and Destiny caused real tears in the auditorium. Rudolph died. Then two more performers of this play saw the light: Jorge Donn and Paolo Bortoluzzi. And the Maurice Bejart has forbidden to perform the Songs. And in 2003, by the tenth anniversary of the Rudolf Nureyev’s death, Bejart allowed performing this ballet to the two etoiles of the Opera Garnier, two successors of Rudolph, dancers, in whose creative destiny Nureyev was a real wizard – Laurent Hilaire and Manuel Legris. The Moscow audience was lucky enough to see at the Benois de la Dance Gala concert at the Bolshoi Theater.

 

For the new generation

Teaching talent was raised in Laurent Hilaire by Brigitte Lefèvre, director of the Opera Paris in 1994-2014. Iler was still the Theater’s etoile when she entrusted him to rehearse with the soloists.

“Brigitte Lefèvre asked me to work with the leading couple for La Bayadere, which we created together with Rudolf Nureyev. This proposal made me want to start working in a different direction. I thought that over the years I had been carefully working on myself, looking in the mirror, so why not become a mirror for someone else?”

Since 2005, Laurent Hilaire was both the actor and the choreographer of the Opera Paris. He rehearsed with the artists and was assistant choreographers like Kilian, Forsythe, and Ratmansky.

“When the first time you come face to face with eighty dancers who look at you and wait – this, in truth, is like a jump in the water.”

In 2011, Brigitte Lefèvre appointed Laurent Hilaire as deputy director for the ballet of the Opera Paris, thereby naming him as her successors. Hilaire not only participated in the staging and rehearsal process but also largely influenced the repertoire politics and career growth of artists.

In 2014, Director of the Opera Garnier Stefan Lissner chose Benjamin Millepied (better known among the masses as Natalie Portman’s husband) over Laurent Hilaire. And Laurent left the Theatre.

For the last two years, he has been a guest tutor at the National Ballet of Canada, La Scala, Teatro dell’Opera di Roma, Royal Ballet of Sweden and Shanghai Ballet.

On January 1, 2017, Laurent Hilaire became the artistic director of the ballet troupe of the Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Moscow Academic Music Theater, thereby becoming the first Frenchman after Marius Petipa, who headed the Russian ballet.

“Laurent has an incredible strength of spirit, austerity and at the same time a passion for performance, an impressive technical skill. These qualities allowed Laurent to dance a great repertoire. They will allow him to become an excellent leader. Knowing about his experience, I can be sure that the troupe will prosper. And this appointment will further strengthen creative contacts between Russia and France and will benefit both the dancers of the Stanislavsky Theatre and the dance in general,” says Brigitte Lefèvre, ex-director of the Opera Garnier

 

 

Photo: Stanislavsky Music Theatre & Vogue.ru

18.09.17

Персона

Лоран Илер

Судьба. Случайные совпадения. Мистика. Или естественная закономерность? 2017 год в мире балета ознаменовался очень интересным событием – впервые с 1869 года балетную труппу России возглавил француз.

Лоран Илер

Конечно, речь о Мариусе Петипа и Лоране Илере. Более того, премьер Гранд-Опера стал руководителем театра, который фактически создал и взрастил балетмейстер Владимир Бурмейстер. Тогда как сам Лоран Илер получил статус этуаль, станцевав Принца Зигфрида в «Лебедином озере» именно в хореографии Бурмейстера. И еще одно переплетение нитей судьбы. Заметил блестящего французского танцовщика, возвел в ранг звезды и открыл ему двери в высший круг балетного мира Рудольф Нуреев – легенда мирового балета, выходец из России, представитель русской балетной школы.

Но обо всем по порядку.

 

Начало

Лоран Илер в детстве занимался гимнастикой и даже участвовал в соревнованиях, учился в консерватории д’Эпинэ и в 1975 году поступил в Балетную школу при Парижской опере. В 1979 году в возрасте 17 лет молодого Лорана уже занимали в кордебалетном репертуаре театра Гранд-Опера. И это один из редких случаев, когда артист высочайшего уровня так отзывается о работе кордебалета:

«В кордебалете я обожал момент, когда все собираются в едином артистическом порыве. Каждый должен быть наполнен и при этом быть в ансамбле. И тогда это выглядит очень красиво. Мы единым порывом создаем поэзию, мечту. Это магия».

От Зигфрида к Солору

Молодой танцовщик очень быстро продвигался по иерархической лестнице одного из самых консервативных и строгих театров мира.

В 1983 году Лоран Илер получает приз Серкля Карпо за роль Принца Зигфрида в «Лебедином озере» версии Бурмейстера. На гастролях Парижской оперы в Нью-Йорке успех этого спектакля, где Лоран Илер исполнял партию Принца в паре с любимой партнершей, еще одной звездой Гранд-Опера Сильви Гиллем, был невероятным.

«Мистер Илер, юный и привлекательный, с наивным энтузиазмом в своей интерпретации. Невинный Принц, который восстает против своего учителя и отождествляет его со злым Ротбартом, он выглядит совершенно естественным в танце. Илер танцует с бьющей каскадом энергией, но с элегантными линиями и мягкой техникой». (The New York Times)

В 1985 году Рудольф Нуреев возвел Лорана Илера в ранг этуаль, что было абсолютно оправдано. Лоран был одним из самых любимых танцовщиков Нуреева, который активно продвигал молодежь, фактически не соблюдая принятые в Париже ступени иерархии. Так восходящая звезда Франции, да и всего балетного мира, стала последователем и преемником живой легенды.

«Во время репетиций «Баядерки» я помню, как он смотрел с таким чувством, как смотрят последний раз. Как он хотел вытянуть из нас то, что никогда не видел. Этот взгляд… очень важен для меня, я брал все, что давал этот хореограф, эта личность. Я считаю, что этот балет – и роль Солора в особенности – самое большое из творчества Нуреева, что я могу хранить и передавать, начиная от технического исполнения, достигая вершины искусства».

Лоран Илер перетанцевал ведущие партии всего классического репертуара: «Спящая Красавица», «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Коппелия», «Ромео и Джульетта» (причем и Ромео, и Тибальда), «Баядерка», «Дон Кихот» и многие другие. При совершенстве техники, прекрасных линиях Илер обладал неповторимой индивидуальностью.

«От бесконечного повторения танцовщики обрастают такими стереотипами, которые не дают современной публике вступить в активный, непосредственный контакт с их образами. Но вот эти стереотипы многие зрители, да и артисты, к сожалению, и принимают за строгий балет. Я вечно старался этому противостоять. Оставаться принцем, подобать манерам и стилю старинных эпох, но и наполнять все это живыми эмоциями. А в нынешний танец, напротив, вносить благородство, некое гармонизирующее начало».

 

In the Middle

Но большому артисту всегда становится тесно в рамках классического балета. И Лоран Илер не исключение. Баланчин, Бежар, Пети, Ноймайер, Килиан, Прельжокаж, Форсайт – имена хореографов, в чьих шедеврах танцевал Илер, впечатляют.

Форсайт, Гиллем, Илер. Эти три человека, три мастера, создали невероятное. Прорыв, который до сих пор считается эталоном и своего рода классикой современного балета. Конечно же, речь об “In the Middle, Somewhat Elevated”. Это был электрический шок для мирового балета. Не первый спектакль, который Уильям Форсайт сделал для Парижской оперы по заказу ее тогдашнего директора Рудольфа Нуреева, но это была часть балетной Франции с участием в главных ролях молодой Сильви Гиллем и Лорана Илера.

«Я ни о чем не мог думать, когда танцевал “In the Middle”, кроме шагов. Они забирают физическую силу, это было определенным насилием – их выполнить. И в моей голове было лишь два слова: линии и мощность», – говорит Лоран Илер.

«Вся атмосфера была электрической, – вспоминает Форсайт. – У Нуреева была идея о совершенстве, и он воплощал эту идею. То поколение было одним из лучших в этом театре».

 

Без костюмов и декораций

Есть такое выражение в балетном мире «хороший костюм – 90% успеха». В этом есть доля правды. Конечно, правильно сидящий костюм подчеркивает достоинства и может скрыть недостатки, сразу показывает характер исполняемого образа. Во время спектакля еще добавляются декорации, окружение (кордебалет), свет, энергетика зрителей. И только большие мастера могут создать шедевр просто на репетиции. К таким мастерам относится и Лоран Илер. Вы только посмотрите это видео отрывка «Кармен» Ролана Пети. Ни костюма, ни света, ни декораций – лишь чистое исполнение высокого класса. Да еще такая партнерша рядом, Алессандра Ферри. Это видео – как отдельный фильм, шедевр, равный полноценному балету Пети.

Изысканность и чувственность Франции

Лоран Илер был первым исполнителем еще в одном спектакле, который перевернул балетный мир. В 1994 году Анжелен Прельжокаж поставил в Парижской опере «Парк» – балет, который смог встать в один ряд со спектаклями Петипа и Нуреева. За «Парк» Прельжокаж получил Benois de la Dance, а эта хореография стала очередным эталоном современного французского балета. И опять Лоран Илер. Но уже с другой великолепной балериной – этуалью Гранд-Опера – Изабель Герен (первая Никия в «Баядерке» Нуреева). И до сих пор не все артисты могут передать изысканность этой хореографии, оставаться на грани чувственности и элегантности. А сцена с поцелуем во время дуэта стала настоящим хитом.

 

Дань Легенде

Еще один балетмейстер, хореография которого прошла через творчество Лорана Илера, это Морис Бежар. Илер танцевал в нескольких балетах одного из лучших французских хореографов ХХ века. Очень красив и техничен в «Греческих танцах».

Но, как многое в творчестве Лорана Илера, один спектакль стал символичным. Речь о балете «Песни странствующего подмастерья». Это был дар Мориса Бежара Рудольфу Нурееву, один из последних спектаклей легендарного танцовщика.

Дуэт Подмастерья и Судьбы (Патрик Дюпон, который и заменил Нуреева на посту директора Парижской оперы) вызывал настоящие слезы у зрительного зала. Умер Рудольф. Затем ушли из жизни еще два исполнителя этого спектакля – Хорхе Донн и Паоло Бертолуцци. И Морис Бежар запретил исполнять «Песни…». И вот в 2003 году, к десятилетию со дня смерти Рудольфа Нуреева, Бежар разрешил исполнить этот балет двум этуалям Гранд-Опера, двум преемникам Рудольфа, танцовщикам, в творческой судьбе которых Нуреев был настоящим волшебником, – Лоран Илер и Мануэль Легри. Московскому зрителю посчастливилось увидеть этот состав на Гала-концерте Benois de la Dance в Большом театре.

 

Для нового поколения

Педагогический талант взрастила в Лоране Илере Брижит Лефевр, директор Парижской оперы в 1994-2014 годах. Илер еще был этуалью труппы, когда она доверила ему репетировать с солистами.

«Брижит Лефевр попросила меня поработать с ведущей парой для «Баядерки» – балета, который мы создавали вместе с Рудольфом Нуреевым. Это предложение вызвало у меня желание начать работать в другом направлении. Я подумал, что прошедшие годы я тщательно работал над собой, глядя в зеркало, – почему бы не стать зеркалом для кого-то другого?»

С 2005 года Лоран Илер был и артистом, и балетмейстером Парижской оперы. Репетировал с артистами спектакли текущего репертуара, а также был ассистентом хореографов Ирижи Килиана, Уильяма Форсайта, Алексея Ратманского.

«Когда первый раз оказываешься лицом к лицу с восьмидесятью танцовщиками, которые смотрят на тебя и ждут – это, по правде, как прыжок в воду».

В 2011 году Брижит Лефевр назначила Лорана Илера заместителем директора по балету Парижской оперы, тем самым готовя его в свои преемники. Илер не только участвовал в постановочном и репетиционном процессе, но и во многом влиял на репертуарную политику и карьерный рост артистов.

В 2014 году генеральный директор Гранд Опера Стефан Лисснер предпочел Лорану Илеру хореографа Бенжамена Мильпье (более известного среди масс как муж Натали Портман). И Лоран покинул Парижскую оперу.

Последние два года он был приглашенным педагогом-репетитором в Национальном балете Канады, Ла Скала, балете Римской оперы, Королевском балете Швеции, Шанхайском балете.

1 января 2017 года Лоран Илер стал художественным руководителем балетной труппы Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, тем самым став первым французом после Мариуса Петипа, возглавившим русский балет.

«Лорану Илеру присущи невероятная сила духа, строгость и одновременно страстность исполнения, впечатляющее техническое мастерство. Эти качества позволяли Лорану танцевать большой репертуар. Они же позволят ему стать прекрасным руководителем. Зная о его опыте, могу предположить, что труппа будет процветать. А это назначение еще больше укрепит творческие контакты между Россией и Францией и принесет пользу как танцовщикам Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, так и танцу вообще», – отмечает Брижит Лефевр, экс-директор балетной труппы Гранд-Опера.

 

 

фото Муз. театра им. Станиславского и Немировича-Данченко / Vogue.ru